0
1963

06.11.2008 00:00:00

Музей на Великом тракте

Елена Медведева

Об авторе: Елена Медведева - главный редактор журнала "Музей".

Тэги: удмуртия, музей


удмуртия, музей Без Музея арестантского быта нельзя до конца понять прошлое самой длинной дороги России.
Фото с сайта www.museum.ru

Сибирский тракт┘ Главная и самая длинная русская дорога знавала царей и каторжников, путешественников и поэтов, слыхала песни ямщиков и заунывный звон бубенцов почтовых троек, вой волков и стоны заключенных. Она стала воплощением «русского пути» и первым общенациональным проектом.

В Удмуртии, где сохранился значительный участок старой «государевой дороги», усилиями коллектива единомышленников – краеведов, специалистов музеев и органов охраны памятников – осуществлен уникальный социокультурный проект, погружающий в мир прошлой и сегодняшней русской жизни.

В 2002 году для изучения культурного наследия Сибирского тракта была предпринята комплексная экспедиция под руководством краеведа Павла Рогатнева. Археологи, историки, этнографы убедились, что потенциал тракта для развития региона огромен, и увидели тревожные подробности: памятники, связанные с историей великого почтового, административного и кандального пути, разрушаются, участки дороги распахиваются, уходят из жизни люди, унося с собой свои никем не записанные воспоминания. На выступления ученых откликнулись организации культуры, представители бизнеса, журналисты и, что самое главное, местные жители. Так появились необычные музеи – Музей Сибирского тракта в селе Дебесы и его филиал – Музей арестантского быта в деревне Бакчеево.

┘Добирались мы в Игринский район из благоустроенной ижевской гостиницы часа два в трясущемся по неровной дороге автобусе. День был пасмурным и холодным, лил дождь, так что настроение у всех было почти арестантское. И вот наконец Дебесы. Здесь шутят: «Там-де бесы┘»

Как и всем приезжающим сюда туристам, нам было предложено посадить вдоль подлинного участка дороги несколько молодых березок. Дело в том, что старые деревья, появившиеся вдоль Сибирского тракта по распоряжению Екатерины II (чтобы путники не теряли дорогу в снег и непогоду), сейчас сплошь гибнут – не живут в Сибири березы дольше двух веков. Теперь следить за саженцами будут музейные сотрудники, а в прошлом такую повинность несли местные крестьяне, обязанные селиться вдоль обочины, расчищать дорогу, по требованию проезжавших предоставлять провиант.

Дальше события развивались еще более натуралистично – наш автобус резко затормозил, пропуская группу арестантов – одетых в серые холщовые халаты и лапти угрюмых мужиков и баб. Из-за скованных кандалами ног быстро отойти на обочину, даже подгоняемые прикладами и окриками часовых, они не могли. Испуганные ребятишки, ехавшие в телеге, жались друг к другу. Словно в машине времени, мы перенеслись в прошлое – началась театрализованная программа, участниками которой вместе с музейными сотрудниками стали мы сами.

Дебесы – точка пересечения двух веток старого тракта: Петербуржско-Вологодской и Московско-Казанской. Через Дебесы пролегал путь Радищева и Достоевского, декабристов и петрашевцев. Местные жители не дали дорожникам запахать старый участок дороги, проходивший через село. Эта поистине народная инициатива привела к созданию в Дебесах Музея истории Сибирского тракта, расположенного в здании старинной воинской казармы. К музею относится и сохраненный жителями участок старого тракта.

Экскурсовод поведал нам о судьбах самых разных людей – первопроходцев, служилых, купцов и путешественников, что следовали «государевой» дорогой по своей и не своей воле. В музее собраны и мифологические истории, прочно осевшие в сознании местных жителей. Они утверждают, что по Сибирскому тракту некогда проезжала Екатерина II. Свой чепец в реку уронила – отсюда река Чепца. Хоть и неизвестен этот факт исторической науке, здесь «помнят», что карета у нее поломалась, и деревню на месте поломки назвали Полом. В бане императрица мылась не где-нибудь, а в деревне, называющейся Бани. А где вдыхала чудесный местный воздух, там появилась деревня с иноземным названием Озон. Из поколения в поколение передают здесь легенды о путешествиях по тракту Горького, Есенина, Маяковского. Дорога породила интересный феномен: представление, что любой мало-мальски значимый в истории России деятель обязательно должен проехать по Великому Сибирскому пути.

Есть в музее и материалы, посвященные ямской гоньбе, коллекция бубенцов и поддужных колокольчиков. Кстати, услышали мы и новое для себя объяснение этимологии выражения «ни зги не видно»: згой называли здесь окольцовку дуги конской упряжи.

Далее наш путь лежал в деревню Бакчеево, где в сохранившемся с 1837 года арестантском доме, этапной тюрьме для ночлега ссыльных и каторжан, открыт Музей арестантского быта. Здесь нам пришлось «примерить на себя» роль заключенных по-настоящему. Тем, кто отважился, надели тяжелые гремящие кандалы, арестантский костюм, а заодно и предупредили, сколько раз в год положена смена белья. Строго по рациону каждый получил пайку арестантской каши и отправился отдыхать на двухэтажные деревянные нары.

Музейные сотрудники сокрушаются: когда делали ремонт в здании, щетками отдирали с бревен позднюю побелку. Только потом обнаружили, что кое-где на стенах были нацарапаны записки заключенных. Жаль только, что прочесть их теперь можно только с помощью специальной техники, а денег на это пока нет.

В районе вообще живется непросто – сельскохозяйственный, дотационный, он на 85% зависит от бюджета республики. Половина его территории покрыта лесом, колхозникам платят в месяц не более 500 рублей, а рабочих мест совсем немного. Проект «Дорога вечности и вечной суеты», осуществленный с участием музеев, – это первая попытка привлечь сюда туристов и повысить благосостояние местных жителей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Депутаты предлагают узаконить банковское ПВО

Депутаты предлагают узаконить банковское ПВО

Иван Родин

Подразделениям ЦБ РФ позволят самостоятельно отбиваться от украинских дронов

0
270
Адвокатура опасается процессуального усиления прокуратуры

Адвокатура опасается процессуального усиления прокуратуры

Екатерина Трифонова

Инициатива коммунистов может быть поддержана, чтобы вернуть судопроизводство к советским стандартам

0
284
ЛДПР не удается обогнать КПРФ в телеэфире

ЛДПР не удается обогнать КПРФ в телеэфире

Дарья Гармоненко

На государственных каналах отсутствует предвыборная борьба партий за второе место

0
275
Зарплатный бум слабо отразился на продажах продуктов

Зарплатный бум слабо отразился на продажах продуктов

Анастасия Башкатова

Потребительские расходы годами не успевают за увеличением доходов населения

0
307

Другие новости