0
2689

24.12.2015 00:01:00

Мы уже мертвы

Тэги: конец света, музыка, литература, апокалипсис, майя, культура


картина
Где я?
Орсино Бенинтенди.
Посмертная маска
Лоренцо де Медичи. 1492.
Музей Арженти, Флоренция

Владимир Мартынов – философ и композитор. Автор музыки, в которой соединяется духовное и светское, рок и фольклор, старина и современность, высокое прозрение и вполне себе земной продукт (в особенности в работах для кино и театра).

Мартынов – не только практик, но и теоретик. Он написал ряд исследований по истории музыки, в частности богослужебного пения. А несколько лет назад мыслящую общественность всколыхнула его книга «Пестрые прутья Иакова» о коллизии визуальной и вербальной сторон действительности и движении человеческого сознания между иконо- и литературоцентричностью. Неудивительно, что в нашу эпоху дефицита неплоских идей о ней спорили и говорили довольно бурно и вовлеченно.

Новая книга Мартынова «2013 год», мы уверены, породит не меньше дискуссий. Написанная понятным, художественным языком, она начинается с парадокса, который звучит не иначе как шутка или провокация: конец света, предреченный индейцами майя и ожидавшийся в декабре 2013 года, все-таки наступил. Просто человечество этого не заметило.

Однако чем дальше следуешь мартыновскому ходу рассуждений, тем яснее понимаешь, что утверждение это не так легкомысленно и абсурдно, как могло бы почудиться. Мартынов не только показывает, насколько тонка граница между концом и началом, но и дает ключи к тому, как действовать тем, кто осознал свой переход в зону opus posthumum. Он советует каждому осознавшему произвести солипсический жест преображения окружающей действительности собственным сознанием или внутренним пространством opus prenatum.

книга
Владимир Мартынов.
2013 год.
– М.: Классика-XXI, 2015.
– 176 с.

По ходу рассуждений Мартынов, как и в «Пестрых прутьях», вспоминает не только случаи из жизни своей и своих знакомых, но и приводит литературные аллюзии. В частности, борхесовский рассказ «Смерть богослова», в котором богослов уже «на том свете» пытается замаскировать нищету и убогость своего жилища обманным блеском и строчит неискренние похвалы милосердию на страницах, которые назавтра вновь становились чистыми. Мартынов находит в этом образном описании параллель нынешней культурной ситуации: «Ведь в нем есть практически все, что можно увидеть в сегодняшней культуре: и обманчивый блеск, скрывающий пятна сырости, и жалкую нищету, и исписанные страницы, становящиеся на следующий день чистыми, ибо все написанное на них было неискренним, и – самое главное – творцы этой культуры, которые, подобно борхесовскому Меланхтону, самоупоенно продолжают заниматься творческой деятельностью, не подозревая о том, что они уже давно мертвы». Очень точная характеристика. А «2013 год» – безмерно тонкий, будящий, многослойный труд.





Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
918
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
633
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
721
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
885

Другие новости