0
1667
Газета Проза, периодика Интернет-версия

13.07.2006 00:00:00

Код Королева

Екатерина Воробьева

Об авторе: Екатерина Воробьева - заведующая отделом редких книг Государственной публичной исторической библиотеки.

Тэги: королев, игры гения


Анатолий Королев. Игры гения. – М.: Гелеос, 2006, 544 с.

Когда великий Леонардо экспериментировал со светом и тенью, говорят, он окуривал помещение дымом и в нем выискивал очертания предметов и образы моделей. Так родился новый прием воздушной перспективы – сфумато. Повести и романы Анатолия Королева – воплощение этого живописного приема в литературе. Из многочисленных, кажущихся на первый взгляд разрозненными и взаимоисключающими «дымов» и мыслей писателя, из струек, воскуряемых отдельными произведениями, рождается смысл – та основная идея, ради которой автор врезается в полотно истории, препарирует классические тексты, спорит с авторитетами прошлого.

В сборнике «Игры гения» – уже известные работы Королева «Гений местности» (1990), «Голова Гоголя» (1992), «Змея в зеркале» (2001, немного переделанная по сравнению с журнальным вариантом) и совершенно новая – «Игры гения, или Жизнь Леонардо». Этот «маленький роман» о жизни и творческих исканиях Леонардо да Винчи открывает сборник.

В центре сюжета – Гений, так и хочется написать – «эпохи Возрождения»┘ Но в том-то и дело, что тексты Королева не позволяют даже в рецензии установить конкретные привязки ко времени, месту и даже истинному автору самой повести. С одной стороны, писатель отталкивается от текста Джорджио Вазари, его интонаций, стиля и восприятия фигуры Леонардо. С другой – предлагает массу новой информации из актуальных научных и популярных работ о художнике. Казалось бы, Леонардо да Винчи, его рукописи, его полотна и фрески, его изобретения и упражнения в десятках наук всем известны. Но в книге – это еще и образ Творца вообще, с его тонким миром гениальности-пустоты, заставляющий окружающее двигаться, жить, действовать. Сочетание этих пластов, выраженное состаренным под вазариевские «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев» языком, воплощенное в почти мистическом сюжете, иллюстрирует процесс решения Королевым вечной загадки устройства мира.

Второй роман в сборнике – «Голова Гоголя» – известный и широко обсужденный в России и за рубежом (за него писатель получил итальянскую премию Пенне). Роман о гениальной голове, точнее, головах, потому что голова одного гениального человека-загадки, по воле автора путешествующая по временам и странам, «вмещает» многочисленные реальные и фантастические сюжеты, связанные то с головами, во множестве летевшими с эшафота Великой французской революции, то с работами мадам Тюссо, то с якобы попавшей в Москву по окончании Второй мировой войны головой Гитлера. Здесь началом мира становится противоборство добра и зла, причем в каждый конкретный момент нельзя понять, где добро, а где зло.

Следующая повесть – «Гений местности». Герой произведения – пейзажный парк. И опять, как всегда у Королева, – множественность слоев. Парк описан практически с топографической точностью. Кажется, сейчас узнаешь его среди сохранившихся старинных парков Москвы или Санкт-Петербурга. Но нет! Вот черты одного, вот хозяин другого, вот архитектор третьего┘ Временно-местное поле текста опять расползается, течет, сливается. Писатель пытается найти точку отсчета, ту, откуда разворачивается мир, и не в абсолютной ли красоте лежит это начало мира?

Венчает череду как будто не связанных друг с другом произведений роман «Змея в зеркале». На первый взгляд, якобы детектив с мистико-психологической подоплекой. Но не случаен подзаголовок – «роман-шифр». Один из главных героев произносит слова, ключевые как для разгадки композиции сборника, так и для понимания всего творчества Королева.

Великий телепат Август Эхо, объясняя ученику, преследующему гениальную злодейку Лизу Розмарин, как и зачем нужно проникать в смыслы текстов и слов, вооружает читателя методом работы с прозой Королева: «Чашка, полная чая, – образ любого феномена. Ты видишь глазами профана ее близкое донышко, различаешь чаинки на дне чашки, бросаешь для сладости кусочек сахара, а он час падает вниз, пока не коснется дна бездны последней крупинкой. Книга – та же чашка».

Погружение, проникновение в глубь повести или романа, движение от общего смысла до буквы, составляющей слова, – вот писательская «кухня» Королева. В каждом тексте мы находим отправную точку, мысль-пружину, которая раскручивает последующее действие.

В жизнеописании Леонардо изложено понимание им (а скорее, самим писателем) процесса творчества. В художнике-гении присутствует пустота, в необходимости заполнения которой и состоит творчество, оно же – основа течения жизни. Продолжается эта мысль в «Голове Гоголя», весь сюжет которой организован вокруг пустоты, образовавшейся на месте отсутствующей головы. В повести о парке смыслом становится красота, для создания которой человеческие руки – лишь инструмент. Но в божественной пустоте абсолютная красота уже присутствует...

Еще одна проблема, решаемая Королевым, – единства мира во всех его проявлениях и воплощениях. Здесь все смешано – ад и рай, действительное и нереальное. Так же, как в жизни и в рассуждениях одного из героев: «Не думаю, что человеку, даже самому одаренному, дана сила породить зло, которое уже не предусмотрено Всеблагим Правителем Небес┘ Все части принадлежат какому-то целому. Здесь нет ни одного существа, которое не было бы вначале сотворено Всеблагим Творцом, а их искусное сочетание не есть чистый акт творения отдельной вещи или единицы создания».

Язык прозы Королева зрительно осязаем. Приходят на ум ассоциации с живописными произведениями. Барочное, насыщенное, полностью заполненное мазками-словами пространство повествования о Леонардо сменяется бархатом повести о парке – расшитым золотом, драгоценными камнями и жемчугами. В «Голове Гоголя» видятся образы с картин Босха. «Змея в зеркале» сродни рваному ритму окружающей действительности, наиболее ярко воплощенному в авангардном искусстве, и это такой же эксперимент с цветом и формой.

Королева критики называли постмодернистом, «патологоанатомом», певцом жестокости и сатанизма и даже «доктором Лектором» российской словесности. Точнее другое определение – игрок. Королев играет со словом, персонажами, сюжетом и реальностью, и попробуем разгадать его игру!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Депутаты предлагают узаконить банковское ПВО

Депутаты предлагают узаконить банковское ПВО

Иван Родин

Подразделениям ЦБ РФ позволят самостоятельно отбиваться от украинских дронов

0
350
Адвокатура опасается процессуального усиления прокуратуры

Адвокатура опасается процессуального усиления прокуратуры

Екатерина Трифонова

Инициатива коммунистов может быть поддержана, чтобы вернуть судопроизводство к советским стандартам

0
354
ЛДПР не удается обогнать КПРФ в телеэфире

ЛДПР не удается обогнать КПРФ в телеэфире

Дарья Гармоненко

На государственных каналах отсутствует предвыборная борьба партий за второе место

0
347
Зарплатный бум слабо отразился на продажах продуктов

Зарплатный бум слабо отразился на продажах продуктов

Анастасия Башкатова

Потребительские расходы годами не успевают за увеличением доходов населения

0
392

Другие новости