0
1515
Газета Проза, периодика Интернет-версия

01.11.2007 00:00:00

Свальный смех

Тэги: сотник, роман


Саша Сотник. Рекламist. Ирония реальности: Роман. – М.: Selfиздат Триумф, 2007. – 352 с. (Neo Классика).

На обложке книги Саши Сотника уж слишком много слов с разноязычными морфемами: помимо самого название «Рекламist» (из ряда «духless» и т.д.) и серии «Neo Классика», еще и подзаголовок «Selfиздат» – своеобразные меты иронии. Она («ирония реальности», как указано на той же обложке) здесь неотступна и доминантна, что в свете выделения особой иронической литературы и появления книжных серий типа «Ирония XXI века» – шаг в ногу с модой. Высмеивая каждодневность, Саша Сотник всеми силами делает смешное из грустного, по сути, выполняет работу эстрадных юмористов. Иногда – реже, чем обещано в аннотации, – и вправду получается смешно. Роман «Рекламist» о безработном провинциале-гуманитарии, нашедшем себя в сценарном отделе рекламного агентства, стал лидером по читаемости в сетевом журнале «Новая литература». Наверное, в силу того, что комедия положений – источник самого «легкого» смеха.

«Рекламist» нельзя назвать романом в собственном смысле этого слова. Скорее распространенным рассказом с параллельными, одинаково построенными главами и свободным, необязательным концом. Вводится гиперболично странный и красочный персонаж с пестрой биографией, который плавно вписывается в очередную курьезную ситуацию. Так можно было бы продолжать бесконечно. Запойные художники, восторженные режиссерши порнофильмов, разбалованные девочки-богачки, кудрявые поэты-альфонсо, администраторы, говорящие киноцитатами, и соседи по коммунальной квартире, кидающиеся в посетителей собственным калом, – вот неполная галерея лиц. В еще двух включенных в книгу повестях («Симфония для пауз», «Кнут и Пряник») происходит та же искусная манипуляция постсоветскими культурными штампами и общими местами: богема, водка, привлекательно-глупая заграница. Композиционно они тоже разбиты на мини-главки, количество которых автор мог бы увеличить или уменьшить без всякого вреда для сюжета. Первая повесть о том, как герой собирал джаз-банд, вторая – об интернациональной дружбе-вражде немца и русского, учащихся в Университете им. Патриса Лумумбы, и то, и другое располагает к юмору.

Избыточность, которая приводила в восторг интернет-аудиторию, будь то нагромождение деталей, затянутость диалогов или чрезмерная анекдотичность персонажей – честно говоря, местами раздражает. И роман, и обе повести, несмотря на то что вроде бы отображают иронию реальности, претендуют на знакомость, будничность, показывают то, что россиян незримо обступает, на самом-то деле кажутся сплошь выдуманными. Саша Сотник, наделяющий своего героя огненным остроумием и поразительной находчивостью в устных ответах, слишком увлекается, а увлекшись, перегибает палку. Когда его персонажи пьют с разудалыми девицами и травятся ради денег или ради прикола, это правдиво, по-нашенски и в общем-то – смешно. Иногда даже хочется вскрикнуть charmant и зааплодировать. Однако в большинстве случаев автор слишком старается, слишком торопится быть смешным. И получается детский сад. Школьное творчество. К примеру, вот что сказано о начальнике рекламного агентства, носящего фамилию Шеф: «Достал где-то ЛСД и пожевал. Кайфа никакого, но на следующий день отвалилась нижняя челюсть. Помимо этих прелестей его поразила метробоязнь. Представь, подходит человек к метро, и вдруг его начинает колотить. Он орет: «Нет! Ненавижу!» – и, подобно мустангу, мчится ловить такси». Кстати, у этого Шефа еще весь роман текут сопли.

Или, к примеру, администратор Бекетов. Тоже, само собой, интересный тип, бросал в свое время из окна бюсты Ленина и т.д. Его телефонное препирание с заказчиком занимает целых пять страниц, что более чем неправдоподобно. Поскольку разговор состоит примерно в следующем: «Бекетов: Я старый солдат, и я не знаю слов любви! Заказчик: Это невозможно больше терпеть! Бекетов: А не кажется ли тебе, что твое место возле параши?! Заказчик: Что-о?! Да я вас!..» Тем не менее заказчик терпит, и разговор продолжается, на хохму читателю, довольно долго. Текст произведений Саши Сотника действительно легко зачитывать с эстрады. Навстречу хохочущим лицам сограждан. В таком устном жанре чувство меры важно не в такой большой степени. Автор сгущает всякую нелепую ситуацию, ориентируясь в первую очередь на самый первобытный смех аудитории. Кто-нибудь, простите, пукнул и всем смешно. Ну, или почти всем.

При всем при том Саша Сотник претендует на интеллектуальность, обличает пошлость и попсовую эстрадную белиберду, клеймит необразованных богачей, одуревших от обилия денег, да и вообще всяческую тупость. Зато любит бедных работников умственного труда. И простых сантехников.

«Рекламist», «Симфония без пауз», «Кнут и Пряник» – это вовсе не романы и не повести, а рассказы, а их автор – отличный рассказчик в бытовом смысле этого слова. Наверняка он душа компании и мастер застольных баек. Оттого и писания его нашли свой успех у «обыкновенных» читателей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
756
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2295
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1384
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1719

Другие новости