0
653
Газета Проза, периодика Интернет-версия

11.06.2009 00:00:00

Пишите письма

Тэги: театр, история


театр, история

Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Выпуск 4/ Редактор-составитель В.В.Иванов.– М.: Индрик, 2009. – 888 с.

Вполне возможно, выходят они и теперь, просто такие серьезные книги сегодня не так заметны, как раньше, а раньше каждый год выходили в твердой обложке ежегодники Пушкинского дома, где собиралось все хорошее, что написано и раскопано за год. Увесистый том «Мнемозины» – такая же «всякая всячина», можно сказать, что под одной обложкой скрывается по меньшей мере три книги. О Мейерхольде, о Михоэлсе, об Эйзенштейне... И это – не все. О каждой публикации можно и интересно рассказать особо, имея в виду, что за каждой – довольно-таки любопытный сюжет, с подводными течениями, и почти за каждой – своя трагическая история и развязка. Вряд ли так специально задумывалось, чтобы в итоге сложилась беспросветная картина русского театра, но... вот так, так оно было.

Как всегда, театр, в рассказах и письмах, расширяет знание не только о себе самом, но об эпохе, о времени, о быте не только театральном, но и жизненном, и, скажем, «официальный», «скучный» слог писем Мейерхольда из-за границы задним числом отражает время не менее полно, чем описанные современниками его спектакли.

Можно, конечно, печалиться, но можно и улыбнуться непреходящему внутреннему ощущению кризиса – не своего собственного, но русского театра вообще, с которым живут режиссеры, с которым они же борются не за благополучие собственного своего театра, хотя и это, конечно, есть, но всегда одновременно – видят во всяком кризисе угрозу всему русскому театру. «Та борьба, которая ведется сейчас в «департаментах» театрального механизма, если еще не совсем погубила русский театр, то грозит его погубить вскорости <...>. Провинциальный театр обречен на управление различными смехотворными невеждами, играющими роль щедринских помпадуров, ведущими дело хуже старых шкурников-антрепренеров. А московские театры – одни под гул борьбы театральных властей живут халтурно-счастливо, пережевывая давно изжеванное старье или воскресшая бульварные и солдатские спектакли; другие – редкие – играют все что попало, по старинке, прилично, даже хорошо, благодаря приличной или хорошей (по старой терминологии) труппе, но не имеют никакой физиономии вследствие отсутствия руководящей идеи и художественных руководителей; третьи стараются делать искусство, работая чуть ли не 24 часа в сутки, потому что, чтобы теперь делать искусство, нужно тратить очень много времени и сил и нужно слишком много веры в это искусство и любви к нему...» – пора, пора остановиться, хотя это цитирование, кажется, с каждым словом становится все более злободневным – это из письма 1919 года Федора Комиссаржевского Анатолию Луначарскому (публикация Владислава Иванова вышла под заголовком «Горестный эпистолярий»).

Какие письма пишут Михаилу Чехову! «Меня, члена Коммунистической партии (не по билету только, а и по существу, по органическому сродству <...>), всегда чрезвычайно остро волновал вопрос об отношении таких, как Вы в моем представлении после «Потопа», к нашей партии. Злитесь ли Вы только на то, что Вас грубо ущемили и материально обидели, вычеркнули из жизни Ваш углубленный индивидуализм? Или, осознав в благородном пессимизме торжествующий большевизм как естественный результат гипертрофии капиталистических навыков, жестокости и тупости человечества, Вы приемлете его как таковой фаталистически? Или еще как-нибудь, по-Вашему, по-особенному. И мне так хотелось знать Вас, М.А., в Ваши интимные минуты, чтобы получить представление о «таких, как Вы», в этом вопросе. А вот после «Гамлета» – понял».

Ведь кажется иногда, будто язык Платонова – выдуманный, сконструированный. А здесь он – весь, во всей естественности, первозданности и сложности. И новизне. И как близко все это к будущим, через 10–15 лет (письмо датировано 1924 годом) массовым возмущениям, и как одновременно – еще далеко-далеко. Как индивидуально сложно (публикация Марии Хализевой).

И, конечно, необычайно интересны как письма Мейерхольда из Европы 30-х, так и рецензии из немецких газет. Интересны еще и тем, что восстанавливают историческую правду там, где, думается, многие, как и автор этих строк, бессознательно переносили сегодняшнее наше отношение и реабилитацию Мейерхольда не только на его жизнь, но и на все его искусство. Конечно, никакого вредительства в его искусстве не было, но восприятие спектаклей Мейерхольда иностранным, европейским зрителем было разным: его ругали и за излишний натурализм, и за избыточный большевизм, называли даже «советским чиновником». То есть идеологические шоры, понимаешь с сегодняшней исторической высоты, в равной мере застили зрение как по нашу, так и по другую сторону государственной границы. Хочется же всегда думать, что если где-то неважно или плохо (в 30-е в СССР!), так в Европе – получше, полегче. Думать можно. На деле же воздух воли, как и воздух неволи, гуляет где хочет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
1103
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
830
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
1290
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
951

Другие новости