0
2586
Газета Проза, периодика Интернет-версия

15.10.2015 00:01:00

Автостопом по отечественной мистике

Тэги: проза, мистика, восток украины, русский север, князь всеволод ярославич, коломна


рисунок
Эта рыбка приносит счастье
литературно-философской группе
«Бастион», подготовившей книгу
«Мистикон-2».
Рисунок Михаила Тренихина

Литературная мистика всегда была невероятно разнообразным направлением в фантастике. Она даже не принадлежит к области «изящной словесности», нередко проникая в сопредельные регионы сказки, детектива, хоррора, исторической прозы и психологического реализма. Наиболее успешные создатели мистической литературы удачно эксплуатировали эту ее неопределенность.

Эту ситуацию хорошо иллюстрирует сборник «Мистикон-2». Вошедшие в книгу тексты  разнообразны по содержанию и (в массе своей) удачны по исполнению.

Впрочем, большинство произведений сборника можно было бы охарактеризовать термином «сакральная фантастика», который ввел в литературоведение Дмитрий Володихин.

Наиболее привычным образцом мистики оказывается рассказ Людмилы и Александра Белашей «Панская часовня». Это любопытная и  захватывающая история про привидения и оживших мертвецов, но сделанная на современном материале, неся в себе вполне конкретную моральную весть.

Ярким и удачным выглядит рассказ Эдуарда Геворкяна «Детство Сережи», явно навеянный событиями на востоке Украине, но в то же время нисколько не выглядящий сиюминутной политической агиткой. По духу он скорее близок к роману «Времена негодяев», этого мастера российской НФ.

книга
Мистикон-2.
Сборник повестей и
рассказов.
– Севастополь:
Шико-Севастополь, 2015.
– 424 с.

Средневековому русскому Северу и его мистике посвящена повесть Натальи Иртениной «Северная вольница». Это не вполне самостоятельное произведение, а часть запланированного автором большого романа. Правда, при чтении текст воспринимается как вполне целый и целостный. Предшествующая часть была опубликована в сборнике «Мистикон», и вот теперь читатель может ознакомиться с продолжением. Повесть Иртениной не только самая крупная вещь из помещенных в сборнике, но и, несомненно, из числа самых удачных. С нетерпением будем ждать выхода обещанного романа, у которого пока что есть лишь рабочее название – «Колдуны и монахи».

Запоминающейся оказалась и миниатюра Володихина «Сказка о чаше». Этот писатель сумел выработать очень точный и уверенный тон сказочного повествования, что далеко не так просто. Удачными были изданные ранее циклы его сказочных историй, нынешняя сказка также западает в память. Отрадное впечатление производит и другая литературная сказка, помещенная в сборнике, «В поисках звездного замка» Полины Матыцыной.

Странное ощущение вызывает повесть Татьяны Беспаловой «Вологодский демон». При явно неправдоподобном и почти бурлескно выглядящем описании нечистой силы, с которой столкнулись две путешественницы – Муча и Ксюня, некоторые эпизоды повести вызывают тревожное и весьма неприятное ощущение от своей психологической правдоподобности.

Рассказ Виктора Точинова «Князь», внешне выглядящий как упражнение известного мастера ужасов в славянской фэнтези, на самом деле представляет собой изящную «дань памяти» древнерусскому князю Всеволоду Ярославичу, про которого автор верно замечает, что он «не убивал братьев, не истреблял под корень жителей русских городов, не считал нужным подчищать летописи, прославляя себя. Он просто был князь, владетель и хранитель русской земли». С формально-исторической точки зрения вещь более чем спорная, но читается с большим интересом.

История Виктории Балашовой «Президент» кажется любопытным с художественной точки зрения, хотя и не совсем ровным литературным экспериментом. Зато она привлечет читателей хорошо выписанным образом главного героя.

Небольшая повесть Далии Трускиновской «Пятно» написана со всем мастерством, но производит подавляющее впечатление фантасмагоричностью и жутковатой странностью описанных в ней событий.

Конечно же, как это всегда бывает в сборниках, некоторые тексты оказались менее удачными, но только потому, что их создатели «впали в грех» пафосности или публицистичности. В первую очередь это относится к повести Сергея Вепрева «Сосед», представляющей собой попытку сотворения «мистического хоррора» на отечественном материале (действие произведения развивается в Коломне). К сожалению, текст явно портят откровенно политические и даже политологические конструкты, включенные в 15-ю главку.

В самом конце сборника, как это часто бывает с подборками, которые подготавливаются при участии ЛФГ «Бастион», были помещены рецензии и литературоведческие статьи. В первую очередь это статьи Володихина, посвященные фильму Ридли Скотта «Цари и боги» и некоторым литературным новинкам в области изучения мистики, а также статья Иртениной «О разбойниках и фольклоре».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
892
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1533
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1764
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1262

Другие новости