0
2100
Газета Проза, периодика Интернет-версия

27.10.2016 00:01:00

Рифмуются свет и тьма

Тэги: периодика, октябрь, русский север, карелия, вологда, архангельск, мистика, магия, тайна, индейцы, ммквя


41-6-11_t.jpg
Октябрь. 2016. № 7. 192 с.

Карелия, Вологодская и Архангельская области… Если эти географические названия вызывают у вас воспоминания лишь о карельской березе, вологодских кружевах и архангельском мужике Ломоносове, то ассоциативный ряд пора обновить, а кругозор – расширить. Седьмой номер литературного журнала «Октябрь» представляет современные образы и настроения Русского Севера в поэзии и прозе.

Гвоздь специального номера – первый роман идеолога «новой северной прозы» Дмитрия Новикова «Голомяное пламя». Роман, по признанию автора, родившийся из вопроса: почему исчезла «цивилизация Поморья»? – приглашает в экспедицию по морю русской старины, по открытому морю (таково значение забытого слова «голомя»), а значит, навстречу опасной непредсказуемости необъятного простора, чреватой либо гибелью, либо перерождением.

Статья Евгения Ермолина «Ночи и дни окном на полюс» преподносит философию Севера как «экстремальный опыт духовной свободы», важный для понимания истории слова и веры. Развивая мысль Ермолина в анонсе номера, завотделом критики журнала Валерия Пустовая уточняет: «Именно благодаря новой литературе Север располагается как будто разом на краю обжитого мира и в сердце страны. И слово здесь выступает посредником между временами и пространствами, как давно, исстари – между миром земным и небесным».

Выразительная топография местности диктует почерк. На презентации северного номера на ММКВЯ поэт Мария Маркова подчеркнула, что низинное положение Вологды активировало темные русла в сознании русских писателей: под Вологдой Сологуб написал роман «Тяжелые сны»; есть вологодская, и тоже мрачная, повесть Ремизова «Часы». И добавила: «Надеюсь, у меня не такие мрачные стихи». Естественный для сознания северян микс бытового и магического поразили поэта Лету Югай, и вот она уже не прочь поверить в реальность «белоснежного зверя с единым рогом», ощутить себя легким листом, грибом, мышью и птицей. Лете Югай вторит Ната Сучкова, призывающая читателя: «Притормози слегка, раскручивая глобус…» Болезненную вписанность в пейзаж испытывает и вологжанин Антон Черный: «Я, как рана, – еще не зажил./ И торчу я в этом пейзаже,/ Как из бани выскочил в снег, –/ Незадачливый человек».

В контекст современного Севера включено творчество карельских авторов: это и контрастная поэтическая «география» Анны Матасовой («Лучше всего рифмуются свет и тьма,/ Черное море – белая Колыма»), и галерея убогих героев Ильи Раскольникова. Анастасия Софронова ощущает в статике Севера надежность и силу: «Держат меня еловые лапы, держат берез опавшие пряди». Сравнивая душу с камнем, петербуржец, родившийся в Петрозаводске, Егор Сергеев выстраивает метаморфозы: «Если камень и темнота – становишься рифом./ Если камень и свет – становишься маяком». Некая «алхимия» творится в стихотворении Екатерины Соколовой из Сыктывкара (Республика Коми): «только переливание вод,/ перераспределение дыма»; «делили мы с ним делянку одну,/ ветер в лесу замыкали…».

Вещество преображения на первый взгляд иссякает в прозе Натальи Мелёхиной (рассказы «Трактористка», «Что мы знаем о хлебе»), честным реалистичным пером выводящей драму «деревенской цивилизации». На самом деле суровые истории очевидца – это «сказки наоборот», настолько они непривычны для городского читателя. 

В уютной нише семейного предания находит вдохновение Александр Киров. Доброй шуткой подкупают его рассказы «Корни», «Маленькая птичка прилетела к нам», «Скамья».

Правда и в том, что романтика исчезает, когда молодость ищет, но не находит вокруг себя движения и прогресса. В сатирической повести Яны Жемойтелите «А еще была осень» колеса времени буксуют, проворачиваются, что особенно очевидно на фоне судьбы нашей современницы, только что окончившей пединститут, вернувшейся в родной городок.

Еще один автор номера, прозаик из Петрозаводска Александр Бушковский, ранее публиковал в «Октябре» знаменательные «Индейские сказки», в которых предания Севера оживают в современных социальных обстоятельствах. Вплоть до байки о том, как северный индеец, почуяв скорую смерть, уходит в лес сам себя хоронить. Автор «сказок» предупреждает: «…Если встретишь где-нибудь в тайге огромный валун, а вокруг земля раскидана, знай, что здесь лежит настоящий индеец. Хотя самые-то настоящие прячут вырытую землю, чтобы не осталось никаких следов от них на земле».

Мрачная история. Кажется, господин Север после себя следы заметает, снова тайны свои прячет от глаз людских. Однако в этом индейском могильном камне нам, по русской привычке, обязательно привидится камень придорожный, где начертано, куда идти богатырю и чего ему от дороги ждать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Россияне растягивают ипотечное удовольствие

Россияне растягивают ипотечное удовольствие

Анастасия Башкатова

Чтобы купить квартиру, семьи вынуждены брать кредит уже более чем на 22 года

0
427
Деньги для нацпроектов советуют искать на бирже

Деньги для нацпроектов советуют искать на бирже

Михаил Сергеев

Госкомпании РФ получат финансирование через продажу акций на триллион рублей

0
465
ЦБ РФ повысил прогноз по чистой прибыли банков на 2024 год до 3,3–3,8 трлн руб

ЦБ РФ повысил прогноз по чистой прибыли банков на 2024 год до 3,3–3,8 трлн руб

0
286
Норвежская компания установила в Баренцевом море плавучую платформу для добычи нефти и газа

Норвежская компания установила в Баренцевом море плавучую платформу для добычи нефти и газа

0
311

Другие новости