0
2360
Газета Проза, периодика Печатная версия

23.12.2020 20:30:00

Губит людей вода

Языковые воронки Аллы Хемлин

Тэги: проза, роман, катастрофа, трагедия, девочка, мать, спасение, жизнь, смерть, пароход, язык, одесса, владимир гандельсман, бахыт кенжеев


проза, роман, катастрофа, трагедия, девочка, мать, спасение, жизнь, смерть, пароход, язык, одесса, владимир гандельсман, бахыт кенжеев Вода закрутит, затянет, до рая не обсохнешь. Николай Эстис. Из цикла «Композиции»

Алла Хемлин, чей предыдущий роман «Заморок» вошел в длинный список «Большой книги – 2019», определяет новое произведение как почти правдивую историю.

В «Замороке» действие разворачивается со дня рождения главной героини романа, пришедшегося на 22 июня 1941-го. «Интересная Фаина» тоже начинается с реальной катастрофы – крушения теплохода «Владимир» в конце XIX столетия: «Когда случилось, что тонул пароход «Владимир», Фаина с матерью как раз тонула на этом самом пароходе.

Получилось, что мать со своей дочечкой ехала в Одессу на встречу с просватанным женихом для матери, бездетным вдовцом по имени Новиков. Зарабатывал Новиков на жизнь тем, что имел магазин и хорошо там торговал разной на вкус и на цвет материей. На щуп новиковская материя тоже была разная. А цену Новиков давал на все на свете хорошую. При царизме от людей скрывали, что при царизме ничего хорошего не было, тем более цена. Потому люди и тянулись хоть зачем хоть к кому.

И вот мать Фаины утонула.

Мать утонула одна, без Фаины. А Фаину удачно вытянули из воды. Ей тогда было восемь лет. А случилось все это в 1894-м».

48-12-13250.jpg
Алла Хемлин. Интересная
Фаина: Роман.– М., 2020. – 240 с.
Спасенную девочку забирает на воспитание тот самый Новиков вместе со своей сестрой-горбуньей Елизаветой: «Новиковский дом жил богато – и еда с подносом, и выезд с кучером». Однако даже самое чудесное спасение – не залог безоблачного счастья. Вода, едва не поглотившая героиню, становится для нее олицетворением жизни, таящей опасности и смерть: «Вода Фаине была как острый ножик. В воде люди тонут, и с людьми в воде случается всякое плохое. Фаина сочинила про это стих, что если взять немножечко воды, так получится речка, а не море, что в море тонут корабли, а по реке плывут себе двери».

Но хотя героиня сталкивается с болью и смертью, «Интересная Фаина» написана отнюдь не черными красками. Трагическое содержание – и вместе с тем яркие, легкие, сочные, веселые мазки языковой стихии (сама Хемлин называет ее языковой воронкой). В переписке с автором поэт Владимир Гандельсман высказался так: «Вы пишете свою библию своим языком. Слово само себя продлевает в предложении (как в Библии мы читаем о птицах небесных или рыбах морских – зачем эти прилагательные? Не только для песни; эта избыточность должна избавить текст от искажения или исчезновения!), и я чувствую, с какой радостью Вы идете за ним – иногда (и часто) в некоторую формально простую нелепость, но, по сути, в точность, выраженную таким кривым способом. Так бывает у Платонова (вспомнил мысль, вообразил воспоминание). Сопоставление для меня неизбежное, потому что слишком ярко выражена эта работа с языком и способ проникновения в суть. Это нисколько не умаляет Вашего письма, потому что у Вас по-другому. Еще эта проза обладает способностью жить в любом кусочке, оторванном от повествования (у Платонова тоже). В каждой крупице пульсирует непререкаемая важность любого проявления жизни…» А поэт Бахыт Кенжеев, назвав роман прекрасной книгой, в которой «правда, безысходность зашкаливает, но, как говорится, «а кому легко?», предрек: «Премий за роман не ждите, кстати. Он – высокая литература, а в нынешней России ее не понимают и не любят...» Надеемся, в этом предсказании мэтр ошибся.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Какое дело поэту до добродетели

Какое дело поэту до добродетели

Владимир Соловьев

К 125-летию Владимира Набокова

0
3551
Огонь как сумма искр

Огонь как сумма искр

Игорь Шумейко

Реакция горения в сочинениях Александра Мелихова

0
1300
Пойдем отсюда, сынок

Пойдем отсюда, сынок

Кирилл Плетнер

Рассказ о гордой и стремительной маме и директрисе, похожей на инопланетянина

0
1409
Оберегаем самое хрупкое

Оберегаем самое хрупкое

Светлана Хромова

У Анны Маркиной есть страницы, где текст, словно забыв, что должен быть прозой, становится чистой поэзией

0
1349

Другие новости