0
824
Газета Проза, периодика Печатная версия

27.12.2023 22:07:00

Колышется, шевелится, трепещет

Более 50 писательниц эмоционально поведали о своем детстве

Тэги: фикшн, нонфикшн, женская проза, рада полищук, психология, детство


12-4-1-t.jpg
Девочка на шаре,
или Письма из детства:
Сборник женской прозы/
Сост. Надежда Ажгихина.
– М.: Союз российских
писателей, 2023. – 400 с.
Не раз уже задавались вопросом: что отличает женскую прозу от мужской? И вообще справедливо ли создавать в литературе такие гендерные разграничения? Вроде бы несправедливо. Ведь есть мужчины с женскими чертами характера и, наоборот, женщины с суровым мужским умом. Однако все равно, когда читаешь женскую прозу, причем в большом количестве, поневоле ощущаешь отличие. У женщин-писателей как-то все более сногсшибательно эмоционально, и, несмотря на то что есть истории довольно трагичные, связанные с переживаниями, болезнями, войнами и т.д., все-таки в женских историях все больше колышется, шевелится, трепещет, верит в сказку и чудо.

Очередной сборник женской прозы, изданный Союзом российских писателей, – проект, взращенный на благодатной почве, а именно на детских воспоминаниях. Именно они – та драгоценная копилка, в которой закладывается основа для всей жизни. Из таких воспоминаний можно черпать и черпать бесконечно, наслаждаясь и смакуя либо устраивая себе камингаут, выбрасывая и выплакивая то, что было страшно и несправедливо. Сборник велик – в нем целых 54 автора, среди которых Ася Аксенова, Лидия Григорьева, Светлана Василенко, Александра Николаенко, Арина Обух, Рада Полищук, Елена Сафронова, Анна Гедымин. И тут, пожалуй, даже сложно говорить о провалах и преимуществах. Уровень письма у всех профессионален и высок.

Непросто говорить и о том, к чему отнести эту литературу – к нон-фикшн или фикшн. С одной стороны, многие истории написаны от первого лица, то есть налицо документальность. С другой стороны, они часто столь сюжетны (с интересными ходами) и написаны таким живым, образным и дышащим языком, что представляется возможным говорить именно о художественной прозе. В общем, все смешано в одном флаконе. Есть и краткие зарисовки, приближенные к жанру эссе, есть состоящие из лоскутных главок целые повести о жизни (например, в рассказе Светланы Василенко «Город за колючей проволокой»). Эта проза вдобавок компактна, сжата (то есть выделено, сконцентрировано самое главное), порой динамична и одновременно поэтична. Но главное то, что она вскрывает сладостные и болезненные пласты женской памяти. 


Читайте также


Ничего личного, только стихи

Ничего личного, только стихи

Юлия Кагарлицкая

Вино из Кишинева, скромный Мариничев и аукцион «Сотбис»

0
954
Лучше плакать на приеме у психотерапевта, чем смеяться у психиатра

Лучше плакать на приеме у психотерапевта, чем смеяться у психиатра

Ирина Осинцова

Написать список своих достижений в 30 пунктов оказалось нелегкой задачей

0
4316
Пойдем отсюда, сынок

Пойдем отсюда, сынок

Кирилл Плетнер

Рассказ о гордой и стремительной маме и директрисе, похожей на инопланетянина

0
1753
Оберегаем самое хрупкое

Оберегаем самое хрупкое

Светлана Хромова

У Анны Маркиной есть страницы, где текст, словно забыв, что должен быть прозой, становится чистой поэзией

0
1674

Другие новости