0
158
Газета IN MEMORIAM Печатная версия

13.08.2025 20:30:00

Обнимет меня страна

Поэтесса Елена Жамбалова держалась только за воздух

Тэги: поэзия, память, лирика, бурятия


29-13-3480.jpg
Когда Елена Жамбалова читает стихи –
каждый жест трогает душу. 
Фото Андрея Извекова
«Держусь за воздух…» Такими для меня стали последние слова поэтессы Елены Жамбаловой. Она написала их мне в сообщении 18 июля, а 19-го ее не стало. Мы привыкли, что жизнь поэта взбалмошна и непредсказуема, а такого поэта, как Елена Жамбалова – вдвойне. Многодетная мать, жена, хозяйка дома в Эрхерике (Бурятия), поэт – сколько ипостасей. Человек строгий, жесткий, но при этом теряющий себя в моменте. С Леной мы познакомились в 2018 году на Бельмасовском фестивале, куда меня пригласили вместе с Галиной Илюхиной и Ефимом Бершиным. А какие стихи стали для меня первым знакомством? Наверное, цикл об отце и «Никогда не хотела быть красивой бабой...». Тогда я подумала, что в этой хрупкой девочке стальной стержень. Лена переживала непростые времена, после фестиваля мы списывались в Сети, много говорили, она «выплывала» и продолжала жить дальше: «Настоящая жизнь неприглядна, но я пригляжусь / И приближусь, насколько возможно, зайду, как домой...». Или: «Это я бычок, на доске качаюсь, / это я промокший до нитки зайка...».

Я не претендую на роль исповедника или близкой подруги, поскольку уверена, что были у Лены друзья и ближе, и роднее. Но мне дорого, что, когда Лена приезжала в Москву, была у меня в гостях, что она сама вспоминала об этом с теплом. Говорила, что у нее два любимых имени – Наташа и Таня, недаром старшую дочь назвала Наташей, хоть это и непопулярное нынче имя. Говорила, что они «крепенькие такие... Хотя, как крепенькие... Никто просто слез не видит...». Она понимала многие вещи на интуитивном уровне, стихи ее были на разрыв: «Мужик пинал велосипед, / А он во мне звенел». Или: «... хмельная, татуированная / обнимет меня страна, / и я приклоню к ней голову, / и не оттолкнет она».

За последние 10 лет я могу назвать лишь два имени молодых поэтов, кто так выворачивает душу – это Лена Жамбалова и Майка Лунёвская. Бурятская поэтесса стала экзотикой в литературном мире столицы: «...а рядом / юрты, кони, степь, река. / И веселые буряты / обнимают облака». И еще: «На коне, по степи – всё лето!»

Лене дали премию «Лицей», стали публиковать в толстых журналах. Выезжать из дома ей было сложно: далеко и детей не оставить. Лена очень любила детей, как-то в интервью она назвала их «лучшими, очень любящими друзьями», это видно и в ее стихах: «О, чадо мое. О, мой маленький рыжий бурят, / В твоих волосах – запах ветра степей кижинжингских...»; «... вот и пока ты плачешь / сын твой мизинцем трогает/ маленький одуванчик. / разве ты их не любишь? / разве тебе здесь плохо?» Будучи иной, чуждой обыденной жизни, она просит Господа: «Пожалуйста ты сделай из моих / не так как из меня / чуток полегче...»

После смерти Лады Пузыревской в мае 2025 мы долго говорили, я на эмоциях написала стихотворение, которое посчитала личным, для внутреннего пользования, а Лена вывесила его у себя на странице. Кто бы знал, что пройдет всего два месяца, и мы будем собирать деньги уже не для приемной дочки Лады, Анечки, а для четверых детей Лены. «Я тут гибну», – писала она. Ей не хватало литпроцесса, но на самом деле – живых людей, творческого общения: «И ты, который просто смотрит, / и ты, который говорит». Отметив в ленте мое стихотворение про смерть, не написала, побоялась навязываться, потому что считала, что «все мы считаем ее конченой». У занятых своими делами, у нас не нашлось подходящих слов, чтобы разубедить ее, что это не так. Мы физически находились на столь большом расстоянии, что не удержали, не сберегли. «Все, работай. Обнимаю», – написала и ушла навсегда. Жила на пределе. Говорила: «Я вся нараспашку». «Бей мне, солнце, в глаза», – призывала в стихах. Очень надеюсь, что сейчас она «...над нежною полупрозрачною акварелью, / где синие реки и белые берега...», что ей покойно.

«Шестого творческого дня / Отпустят, может быть, меня, / Приду на берег. / И тоже сяду у огня, / Колени, косточки, синяк. / Какой я зверик?» Ты, Лена, вымершее древнее животное, такие уже не рождаются на земле. Только уходят...

«Я забуду тебя уже завтра. А ты – никогда. / Потому что я самая лучшая и живая». Для твоей семьи, для поэтического сообщества, несомненно, ты лучшая и живая. Пусть твои стихи живут на земле как можно дольше, сохраняя память о тебе:

Так деется ворожба. Снега заметут поляну.

И вот ты, глазами бел, встаешь посреди зимы.

Мне хочется не моргать, стать розовой 

и стеклянной.

Метаморфоза тел, отныне друг другу мы –

Предметы наискосок. Воронье перо и сено,

И стол, и дубовый стул, и зеркало, и стакан.

(Как плакали мы с тобой, как я на тебе висела).

Пока у меня есть ум, я складываю по слогам:

Войди в неживую вещь из долгих тупых волокон

На этом отрезке сна, где так на меня глядел.

Ходи и ходи со мной по солнцу углами окон,

Другого пространства нет, я знаю, 

что здесь предел.

Я выйду потом во двор, дышать или просто

 выйду.

И вспомню, что здесь мой дом. Плоть, клетка,

 молекул вязь.

Вброс-выброс живой воды, хруст пальцев,

 и в кашель – выдох,

Живое цветет в грязи, и я – это тоже грязь,

О жизнь моя, ты всегда качалась на полумерах.

День прожит, и нет причин цепляться за вечер

 дня.

Собака рычит, рычит и прыгает из вольера,

Кровавым своим теплом бросается на меня.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Живописуя светом

Живописуя светом

Юлия Горячева

О поэтических чтениях на кухне, о садах и фантомах любви

0
1089
И немножко Гефест

И немножко Гефест

Валерия Пустовая

«Феня-фест» – фестиваль имени одного коня, по следам одной книги

0
794
Здравствуй, пламя молодое

Здравствуй, пламя молодое

Владимир Буев

Авторы «хорошие и разные» собрались в шестнадцатый раз

0
533
У каждого своя история любви

У каждого своя история любви

Мария Костычева

Поэтический вечер, посвященный 65-летию со дня рождения Александра Башлачёва

0
513

Другие новости