0
5704
Газета Москва Печатная версия

23.06.2024 18:53:00

Реставраторы вернут Останкинский дворец в XVIII век

Уникальный московский объект после реставрации опять станет летней увеселительной усадьбой

Тэги: останкинский дворец, реставрации


останкинский дворец, реставрации Реставраторы восстанавливают архитектурное убранство дворцового комплекса. Фото автора

Реставрация Останкинского дворца сейчас находится в самой активной фазе и завершится в 2028 году. Реставраторы взяли на себя титанический труд – восстановить комплекс построенных в 1795 году деревянных зданий, среди которых дворец-театр и несколько павильонов, используя для этого не только аутентичные материалы, но и технологии, использовавшиеся в те времена. Усадьба была летней резиденцией графа Николая Шереметева, а потому строилась без отопления, такой же она останется и после завершения реконструкции и будет принимать посетителей только в теплое время года.

Сейчас Останкинский дворец и окружающие его павильоны практически скрыты от глаз горожан строительными лесами и тентами, которые защищают объект от частых в июне дождей. Глава Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов, рассказывая о процессе реставрации, отмечает, что усадьба Останкино, знаменитый дворец-театр – настоящий шедевр, жемчужина архитектуры XVIII века, важная не только для России, но и всего мира. «Мы самым бережным образом относимся к ее реставрации, – говорит глава департамента. – Четыре года длились противоаварийные работы. Параллельно четыре года длилось проектирование. И вот уже два года идет настоящая комплексная бережная реставрация. Что сам дворец-театр, что Египетский павильон, что Итальянский – в этих объектах подлинно и уникально все: от фундамента до конструкций кровли, включая мраморные, золоченые детали, зеркала, обои, паркеты, окна. Мы стараемся, чтобы реставрация проходила на самом высоком уровне, планируется, что процесс закончится в 2028 году». По словам Емельянова, реставрация Египетского павильона на данный момент завершена на 70%, уже приведены в порядок фундамент и кровельные конструкции, сейчас специалисты работают с фасадами и интерьерами.

Уникальные здания построены из древесины, и многие особенности их оформления напоминают о том, что комплекс изначально строился как театральный, а потому зачастую его элементы лишь имитируют другие материалы. Например, как рассказывает начальник участка Павел Бондарчук, оказалось, что, хотя оконные рамы дворца сделаны из дуба, они были вставлены в сосновые каркасы, которые только раскрашены краской под более дорогой дуб. Часть люстр, которые выглядят как бронзовые, на самом деле изготовлены из дерева, «мраморные колонны» в некоторых случаях тоже деревянные, а в некоторых и вовсе собраны из реек и покрашенного картона, отмечает заведующая научно-хранительским отделом «Усадьбы Останкино» Варвара Ракина. По ее словам, работу современных реставраторов осложняет то, что при строительстве и многочисленных «поновлениях» мастера принимали «ситуативные решения», используя материалы, которые были под рукой, и сейчас зачастую сложно понять, каким способом вернуть тому или иному элементу конструкции или декора исходный вид.

Под тентами укрыты и материалы, которые мастера используют для реставрации. При этом для обработки дерева, например, для протесывания бревен, используются те же инструменты, что в XVIII веке, например скобель, топор, а не современная электрическая техника. Реставраторы отмечают, что деревянные поверхности, обработанные «по старинке», оказываются лучше защищены от неблагоприятного воздействия внешней среды.

За пару столетий деревянные стены, потолочные балки, пол и несущие конструкции зданий оказались повреждены из-за влажности и протечек, кроме того, нижние венцы строений портились в результате подтоплений из-за низкого фундамента. Поврежденные временем элементы конструкций заменяют, причем применяется древесина с теми же характеристиками, что и у сохранившихся частей. Все бревна проверяют энтомологи, чтобы избежать появления на объекте насекомых, опасных для деревянных конструкций. Так же как и несколько столетий назад, мастера используют известково-глиняно-солевую промазку для того, чтобы защитить отреставрированные детали. В Египетском павильоне, где сейчас работают несколько бригад специалистов, не нарушая конструкции стен, где это было нужно, заменили все поврежденные деревянные элементы, а сейчас реставрируют штукатурку. Специалисты-технологи брали образцы прежнего покрытия и подбирали состав новой известково-гипсовой смеси, которая не будет отторгаться при соприкосновении с исторической.

Кроме того, параллельно работают и специалисты в реставрационных мастерских Москвы и Санкт-Петербурга – туда были доставлены некоторые элементы архитектурного убранства дворца, такие как оконные рамы, резные межкомнатные двери, элементы паркета, статуи, вазы и фрагменты лепнины. Большая работа предстоит и над люстрами – для вывоза одной из них придется даже разбирать оконный проем.

После того как процесс реставрации будет завершен, Останкинский дворец вернется, с одной стороны, в XVIII век – в отреставрированном здании не будет ни отопления, ни водопровода, ни канализации, ни электрического освещения. Дворец изначально строился как летняя резиденция, и потому там не было предусмотрено отопление, и, по словам Варвары Ракиной, в таком помещении крайне важно соблюдать постоянный температурно-влажностный режим. «Зимнее использование дворца невозможно. Появление групп туристов по 40 человек все равно повышает влажность, поднимает температуру. Дворец останется на прежнем режиме использования – будет летней увеселительной усадьбой», – отметила Варвара Ракина. С другой стороны, сочетание исторических и прогрессивных технологий реставрации и защиты позволит сохранить имеющиеся музейные ценности на века. Кроме того, на территории усадьбы появятся и новые, нужные современным людям удобства: новые входные двери, кассы и туалеты. 


Другие новости