0
4128
Газета Интернет-версия

08.11.2006 00:00:00

Капсула с крыльями

Тэги: сыромятников, космический, корабль, гибридный


сыромятников, космический, корабль, гибридный Владимир Сергеевич Сыромятников возле своего детища – стыковочного узла.
Фото автора

Его называли «отцом отечественной космической стыковочной техники». На 73-м году жизни умер Владимир Сыромятников – разработчик унифицированного стыковочного узла, который установлен на МКС и всех стыкующихся к ней кораблях, в том числе на американских шаттлах. Полвека Владимир Сергеевич отдал работе в ракетно-космической корпорации «Энергия». Автор книг «Система стыковки космических аппаратов», «Пилотируемые космические корабли» (1984 г.), «100 рассказов о стыковке и других приключениях в космосе и на земле», «100 Stories about docking» (английское издание в переводе автора), более 170 научных статей и 120 изобретений. В мае 2006 года он был избран членом-корреспондентом Российской академии наук. Как оказалось, его интервью «НГ» стало последним. Оно было взято буквально за месяц до его смерти. Давал это интервью профессор Сыромятников в качестве генерального директора консорциума «Космическая регата»...

– Владимир Сергеевич, я знаю, что вы давно работаете над проектом космического корабля гибридного типа. Что он из себя представляет в основных чертах?

– Проект пилотируемого корабля так называемого гибридного типа появился не случайно. Еще в 1983 году Валентин Петрович Глушко, генеральный конструктор НПО «Энергия», предложил мне написать брошюру «Космические корабли». Пока я работал над ней, пришлось детально изучить все известные тогда корабли капсульного типа. К ним относятся и наши «Союзы», и американские «Джемини» и «Аполлон». Разумеется, изучил я и первый появившийся к тому времени крылатый «Спейс шаттл». Брошюра была написана и в 1984 году вышла в издательстве «Знание». О том, что у нас в это время уже шла работа над проектом орбитального самолета «Буран», я в силу секретности не упоминал.

Тогда же, в ходе написания этой книжки, у меня возникла идея сделать корабль, соединяющий достоинства обоих типов – капсульного и крылатого. Концепция гибридного аппарата приобретала все более реальные очертания.

Суть его состояла в том, чтобы сложить крылья и защитить их при спуске с орбиты лобовым теплозащитным экраном. После гибели «Колумбии» в феврале 2003 года стали особенно очевидны недостатки кораблей крылатого типа вообще и просчеты создателей системы «Спейс шаттл» в частности. Когда летом 2005 года наконец-то состоялся полет «Дискавери», я даже написал большую аналитическую статью – «Уроки спейс шаттла».

– И каковы же эти уроки?

– Первая действующая система «Спейс шаттл» была слишком сложной по конструкции и в эксплуатации, а также невероятно дорогой. Американцы взяли за прототип транспортную авиацию, чтобы совместить функции пилотируемого и грузового кораблей. Это – принципиальная ошибка.

Ведь у космического полета своя специфика. К тому же из-за больших габаритов выводимых в космос полезных грузов крылатый корабль (орбитер) превратился в очень громоздкую конструкцию, требующую уникальной теплозащиты. В результате он оказался слишком уязвимым как при выведении, так и при спуске с орбиты.

Отрицательно сказалось и отсутствие на этих этапах полета системы аварийного спасения. Теплозащита орбитера состоит из 27 тысяч плиток, очень дорогих и «капризных». Несмотря на эту защиту, корабль во время спуска раскаляется докрасна и долго остывает после приземления. Поэтому экипаж не может сразу покинуть корабль. Кроме того, у шаттла довольно сложное аэродинамическое управление при спуске и длительное, очень дорогое межполетное обслуживание. А самое главное – затраты на создание и эксплуатацию этой системы многократно превысили расчетные. Один полет требует до 1 миллиарда долларов!

– Почему бы американцам не заняться проектом более совершенного корабля?

– Они давно об этом задумываются, но проект их нового корабля, который должен сменить шаттлы после прекращения их эксплуатации (не позднее 2010 года), выглядит как шаг назад: американцы возвращаются от цивилизованной посадки на крыльях к «аполлоновской» капсульной концепции и приземлению на парашюте. А у нового российского корабля «Клипер» корпус крылатый.

Парадокс! Но в 2004 году мы в нашем консорциуме продвинулись намного дальше и разработали проект принципиально нового корабля, который довели до этапа технических предложений. В основе его – та самая гибридная концепция. Суть ее в следующем.

Гибридный корабль объединяет в себе положительные качества обоих типов. От капсульного он взял компактную стартовую конфигурацию, хорошую совместимость с системой аварийного спасения, эффективную теплозащиту при спуске, неизменное направление перегрузок, действующих на космонавтов при взлете и спуске. А от крылатого – возможность дополнительного маневрирования и приземления на взлетно-посадочную полосу.

Корабль, рассчитанный на экипаж из пяти человек, состоит из двух модулей: спускаемого аппарата (кабина экипажа, стыковочный, хвостовой и носовой отсеки) и служебного модуля на основе приборно-агрегатного отсека корабля «Союз». Для вывода его на орбиту используется недорогая и надежная ракета-носитель «Союз». Корабль устанавливается на носителе без головного обтекателя. Большую часть полета – от старта до заключительной фазы приземления – крылья возвращаемой части корабля находятся в сложенном состоянии и закрыты теплозащитным лобовым экраном. При спуске с орбиты во время торможения в атмосфере гибридный корабль, как и капсула, летит лобовым экраном вперед. В определенный момент, уже при переходе к дозвуковому режиму, экран отстреливается, крылья разворачиваются, и корабль приземляется на ВПП, как самолет.

Упомяну еще об одном нововведении, которое расширяет возможности корабля при маневрировании и заходе на посадку. Это небольшой воздушно-реактивный двигатель в хвостовом отсеке, который превращает возвращаемую часть корабля в моторизованный планер. Благодаря ему корабль, в отличие от шаттла, может заходить на посадку многократно.

– То есть сочетание складывающихся крыльев, давно применяемых в авиации, с лобовым теплозащитным экраном, используемым в космонавтике, позволяет возвращаться на Землю с орбитальной скоростью?

– Кроме того, в отличие от шаттла (или корабля с несущим корпусом) теплоизоляцию гибридного корабля составляют не плитки, а жаропрочные сплавы многоразового использования. Только лобовой экран имеет однократное покрытие.

– Когда гибридный корабль будет готов к практическому использованию?

– Пока наш проект на стадии технических предложений. Но при максимальном использовании задела по кораблю «Союз» (системы энергопитания, терморегулирования, управления и жизнеобеспечения) время и затраты на разработку проекта и создание нового аппарата можно значительно сократить. Тем более что мы собираемся выводить корабль на существующей ракете-носителе для пилотируемых полетов.

Как любой масштабный проект, этот должен пройти ряд этапов. Если разработку эскизного проекта и подготовку техдокументации мы сможем закончить в 2007 году, первые опытные образцы корабля появятся в 2008 году. 2009 год – начало отработки, 2010 год – летные испытания, 2011 год – эксплуатация. Разумеется, все это при очень благоприятных обстоятельствах. Академик Б.Е.Черток сказал как-то, что при Королеве такой корабль полетел бы года через три. Ведь такими и были в мечтах С.П. космические корабли будущего – способными возвращаться с орбиты или из межпланетной экспедиции именно на крыльях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
582
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
682
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
561
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
664

Другие новости