Газета Интернет-версия

12.09.2019 13:15:00

В созвездии Льва найдена планета с водяным паром в атмосфере

На «суперземле» K2-18b вода может быть и в жидком виде

Тэги: астрономия, космос, экзопланета, вода, водяной пар, хаббл, телескоп, суперземля

астрономия, космос, экзопланета, вода, водяной пар, хаббл, телескоп, суперземля Иллюстрация spacetelescope.org

По данным, полученным с космического телескопа NASA/ESA Hubble, впервые в мире исследователи из Лондонского университетского колледжа (UCL) обнаружили в атмосфере «суперземли» водяной пар, - сообщается на официальном сайте «Hubble Space Telescope». Экзопланета K2-18b, которая в восемь раз превышает массу Земли, на данный момент является единственным небесным телом, вращающейся вокруг звезды за пределами Солнечной системы, на которой есть как вода, так и температуры, которые могут поддерживать жизнь.

Это открытие, опубликованное на днях в журнале Nature Astronomy, является первым успешным обнаружением водяного пара в атмосфере экзопланеты, находящейся на орбите в пределах так называемой «обитаемой зоны» звезды на расстоянии, при котором вода может находиться в жидкой форме.

Команда ученых использовала архивные данные за 2016 и 2017 годы, полученные космическим телескопом Hubble, и разработала алгоритмы с открытым исходным кодом для анализа звездного света, отфильтрованного через атмосферу K2-18b. Результаты показали молекулярную сигнатуру водяного пара, что также указывает на присутствие водорода и гелия в атмосфере планеты.

Авторы полагают, что там могут присутствовать и другие молекулы, в том числе азот и метан, но в рамках текущих наблюдений их обнаружить невозможно. Необходимы дальнейшие исследования для оценки облачности и процентного содержания атмосферных вод.

Планета вращается вокруг холодного «красного карлика» K2-18, которая находится в 110 световых годах от Земли в созвездии Льва. Учитывая высокий уровень активности звезды, условия на планете K2-18b могут быть более женскими, чем на Земле.

Экзопланета K2-18b была обнаружена в 2015 году и является одной из сотен «суперземель» - планет с массами между массами Земли и Нептуна? - найденных космическим кораблем NASA «Kepler». Ожидается, что миссия NASA TESS обнаружит еще сотни «суперземель» в ближайшие годы.