0
9108
Газета Печатная версия

14.01.2014 00:01:00

Ослабевшая хватка "Газпрома"

Введение третьего энергопакета оказалось явно не на руку России

Тэги: газпром, южный поток


газпром, южный поток Схема еще действующих газопроводов в свете третьего энергопакета ЕС. Карта с сайта ИМЭМО (Нефтегазовый диалог)

Тот факт, что «Газпром» стремится любой ценой завершить подготовку к строительству «Южного потока», сложного в техническом отношении и дорогостоящего проекта трубопроводных поставок газа из России в Южную Европу, не вызывает сомнений. С точки зрения руководства «Газпрома», проект «Южный поток» направлен на укрепление энергетической безопасности Европы. Это ключевой проект в рамках стратегии по диверсификации маршрутов поставок газа в ЕС. В пользу этого предположения свидетельствует тот факт, что, по сообщению пресс-службы корпорации, «Газпром» почти на 20% увеличивает суммарные расходы на строительство этой экспортной трансчерноморской магистрали. «Газпром» сообщил на своем сайте о 45-процентном росте инвестиций в газопроводы по территории РФ, которые необходимы для подключения «Южного потока» к северным месторождениям углеводородов. Это расширение единой системы газоснабжения «Газпром» называет «Южным коридором». Из опубликованной на сайте справки следует, что стоимость «Южного коридора» выросла до 738,54 млрд руб. с 509,59 млрд, о которых корпорация сообщала в начале года. 

Претензии из Брюсселя

Не секрет, что ранее «Газпром» оценивал расходы на строительство морского и трансбалканского участков «Южного потока» в 16 млрд евро, не исключая, что затраты могут вырасти, увеличив и без того критикуемый аналитиками за чрезмерную раздутость бюджет корпорации. Таким образом, общий бюджет проекта увеличивается до около 34 млрд евро с ранее ожидавшихся примерно 29 млрд евро. Предполагается, что часть расходов на морской и трансбалканский участки магистрали возьмут на себя партнеры «Газпрома». 

Однако сейчас этот вопрос может быть поставлен под сомнение. Все дело в том, что Еврокомиссия сообщила не так давно, что «Южный поток» не сможет работать в Евросоюзе, если не подчинится европейским законам в энергетической сфере, а подобное согласование, отмечает британское агентство Би-би-си, может занять несколько лет. Возможно, что для Брюсселя это необходимый выигрыш во времени, чтобы продвинуть альтернативные проекты. К ним  относятся и использование территории Украины для транзита, и другие трубопроводные проекты, связанные с реализацией поставок газа из Каспийского региона. Тем более что на днях в Баку состоялось подписание договора о разработке  газового месторождения «Шах-Дениз-2». Каспийский газ будет доставляться в Европу через Грузию, Турцию и Грецию. Консорциум, в который входит и российский ЛУКОЙЛ, разрабатывающий каспийское месторождение,  намерен также построить газопровод из Греции в Италию. Понятно, что это подписание в случае реализации договора сведет на нет фаворизируемый ЕС проект «Набукко». Но ясно, что брошен вызов и «Газпрому».

Украинская карта

В пользу таких предположений о возможной политической подкладке действий Брюсселя говорят последние события, связанные с проектом ассоциации Украины и ЕС. Не так давно в интервью корреспонденту украинского агентства УНИАН в Брюсселе представитель миссии Европарламента Александр Квасневский высказал мнение, что Россия делает большие ошибки, осуществляя экономическое давление на Украину. При этом он полностью проигнорировал все проблемы, которые были в прошлом связаны с поставками российского газа в Европу через украинскую территорию, а также тот факт, что на сегодня задолженность экспортеру составляет более 2 млрд долл. США за поставленный в 2013 году газ. Понятно, что претензии к «Газпрому» с этой точки зрения носят скорее политический, чем юридический характер, и связаны они прежде всего с переделом сфер влияния на постсоветском пространстве.

Однако вся проблема заключается в том, не проиграет ли Европа, откладывая  газпромовский проект.

Прежде всего пока Европе приходится полагаться на достигнутые между Владимиром Путиным и Виктором Януковичем договоренности во время последней встречи двух президентов о снижении цены на российский газ для Украины примерно на треть, по сути дела, в обмен на украинские гарантии обеспечить беспрепятственный доступ российского газа в Европу. Определенный плюс для «Газпрома» в краткосрочном аспекте состоит в том, что Россия, возможно, избежит упреков со стороны Европы в ненадежности поставок, как это было в ряде предыдущих лет. Однако объемы прокачки газа через Украину колеблются от 120 млрд куб. м в лучшие времена до 70 млрд куб. м в последнее время. Сами украинцы, если судить по высказываниям премьер-министра Николая Азарова, готовы утроить объем перекачиваемого через Украину российского газа, если будет осуществлена модернизация всей украинской транспортной системы. Таким образом, проблема вернулась практически к исходному состоянию до начала планирования «Южного потока», когда в числе модернизаторов рассматривались и Москва, и Брюссель, да и формула последующей эксплуатации украинской ГТС (аренда или собственность) тоже была неясна. Но на подобную санацию тоже нужно время, не говоря уже о деньгах. 

Трудный выбор Европы

В ходе недавнего семинара «Новые реалии европейских газовых рынков: вызовы для традиционных экспортеров», состоявшегося в рамках форума «Нефтегазовый диалог» в ИМЭМО, Алексей Громов, директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов, отметил, что в результате принятия третьего энергетического пакета, предусматривавшего отделение инфраструктуры от торговли, должен был быть создан единый либерализованный рынок газа в Европе. Предполагается, что единый (внутренний) рынок природного газа ЕС будет представлять собой совокупность региональных зон с виртуальными ликвидными хабами. Между торговыми зонами проходят соединительные газотранспортные системы (трубопроводы-интерконнекторы), предназначенные для реверсивных поставок газа, которые будут подлежать процедуре резервирования участниками рынка с тарифами на вход и выход в соответствующей зоне, и виртуальными ликвидными хабами в каждой зоне. Следовательно, цены на газ для европейских потребителей должны были бы упасть.

Для России новый порядок, обусловленный введением в действие третьего пакета, явно невыгоден. Это связано с тем, что российская сторона не будет иметь возможности поставлять газ своим покупателям в ЕС в объемах и в соответствии с условиями, указанными в первую очередь в действующих и новых долгосрочных контрактах на поставку, транспортировка российского газа по существующим контрактам будет дороже в рамках нового регулятивного режима, чем в рамках действующего. Среда для крупномасштабных инвестиций в газовую инфраструктуру останется слишком неопределенной, и какие-то инвестиции в инфраструктуру могут оказаться трудноосуществимыми. Но возможные новые потребности ЕС в импорте газа не смогут быть обеспечены на базе действующей инфраструктуры, а достаточная новая инфраструктура не будет построена.

Брюссель при этом постоянно в своих анализах исходит из избыточного предложения газа для Европы. Другим условием реализации третьего энергопакета по газу является наличие надежной инфраструктуры для организации газовых перетоков. В настоящее время  страны ЕС не имеют ни того, ни другого. (Из 12 сетевых комплексов, которые должны были быть созданы согласно директивам Брюсселя,  к 2014 году создано только 4.) Прежде всего в Европе, по словам Татьяны Митровой, главы департамента нефти и газа Института энергетических исследований РАН, существуют ожидания, что предложения газа вскоре будут поступать со всех сторон. В этом плане в Европе надеются на снижение цены на газ. Но в условиях нехватки газа либерализация рынка  – это занятие неблагодарное, поскольку снижения цен не происходит. Если посмотреть на традиционных и перспективных поставщиков газа, то вырисовывается следующая картина. Норвегия, по мнению Митровой, в значительной степени исчерпала свои возможности по поставке газа в другие страны Европы. Что же касается залежей Баренцева моря, то это дело завтрашнего дня. Алжир сегодня с трудом справляется с исполнением уже заключенных ранее контрактов. Азербайджан может поставить максимум 10 млрд куб. м газа, которые надо еще добыть и доставить. Иран, может быть, и начнет свои газовые поставки, но не раньше 2018 года. Что касается проблемы поставок СПГ из США и Канады, то, по оценке Митровой, они могут начать поставки в 2016 году, но им выгоднее отправлять газ не в Европу, а в Азию, поскольку в Европе маржа минимальная. Те же самые рассуждения можно применить, считает Митрова, и к столь широко обсуждаемому газу из Восточной Африки. Поэтому, делает она вывод, у Европы до 2018 года нет никаких других вариантов для компенсации падения добычи собственного газа, кроме поставок из России. Но судя по всему, у России остается не так много времени, чтобы закрепить за собой возможных потребителей газа на Европейском континенте, и скорее всего главную роль в этом плане будет играть ценовая политика российского монополиста. Тем более что конкуренты у него появились уже и в России в лице Ямал СПГ, подписавшего договор о поставке сжиженного газа в Испанию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вместо валютной "подушки безопасности" стране может понадобиться товарная

Вместо валютной "подушки безопасности" стране может понадобиться товарная

Анастасия Башкатова

Отечественная промышленность балансирует между двумя дефицитами – и сырья, и уже произведенной продукции

0
918
Херсонщина минует стадию народной республики

Херсонщина минует стадию народной республики

Иван Родин

Пророссийские власти украинского региона обещают до конца года сменить государственную приписку без референдума

0
947
Пацифисты распределились по трем группам риска

Пацифисты распределились по трем группам риска

Дарья Гармоненко

Противников спецоперации выявляют среди любых лидеров общественного мнения

0
885
Зеленая повестка не выдерживает энергокризиса

Зеленая повестка не выдерживает энергокризиса

Ольга Соловьева

Недостаток инвестиций в нефтегазовый сектор грозит новым дефицитом предложения

0
726

Другие новости