0
3296
Газета НГ-Политика Интернет-версия

08.10.2013 00:01:00

Одиночество в толпе

Асхат Кутлалиев

Об авторе: Асхат Хасянович Кутлалиев – директор Центра инноваций и развития Международного института маркетинговых и социальных исследований ГфК-Русь.

Тэги: москва, провинция


москва, провинция Что заставляет людей срываться с мест и ехать покорять столицу? Фото Reuters

Давно уже стало общим местом, что москвичи и провинциалы – это два сильно отличающихся друг от друга мира, к тому же недолюбливающих друг друга. В архивах новостей можно без труда найти самый широкий спектр проявления этой нелюбви, от курьезных до трагичных. Но наиболее типичным является словесная неприязнь к тем или иным «негативным» качествам другой стороны.
Так есть ли настолько сильные различия между москвичами и провинциалами, чтобы глядеть друг на друга чуть ли не как на жителей другой планеты, или же это еще один миф, которыми так богато современное общество? С одной стороны, есть достаточно много подтверждений, что различия есть. По данным одного из опросов общественного мнения, не менее двух третей жителей столицы считают себя в первую очередь москвичами, а уж потом гражданами России. Данные другого опроса свидетельствуют, что, в свою очередь, две трети россиян убеждены, что москвичи заметно отличаются от жителей других российских городов.
Парадокс заключается в том, что многие из тех, кто считает себя «столичной штучкой», к коренным москвичам не относятся. Коренным жителем всегда считали человека, имеющего в этом городе корни, иначе говоря, родители, дедушки и бабушки, а также, конечно, он сам должны были родиться и вырасти в этом городе. А таких, по данным Центра миграционных исследований, не более 2% населения столицы. Даже если брать совсем мягкий критерий идентификации по месту рождения, то, по данным того же центра, почти половина жителей Москвы (47%) родились не в столице, и доля таких горожан постоянно растет. Рассуждая о москвичах и провинциалах, редко кто задумывается, а откуда взялись сами москвичи, не может же город так бурно расти за счет естественного прироста населения. В том-то и дело, что Москва испокон веков была и остается городом приезжих. Когда-то на земли, населенные финно-угорскими племенами, прибыли первые приезжие – вятичи. Чуть позже обустраивать Москву «понаехало» чуть ли не все Владимиро-Суздальское княжество. Иван Грозный переселил в Москву чуть ли не половину населения покоренного им Новгорода. И этот процесс притока людей со всей России (да и не только России) не прекращается уже которое столетие. Даже в названиях районов и улиц Москвы мы видим свидетельства миграционных процессов – это и Лефортово (бывшая немецкая слобода Кукуй), это Грузинские и Татарские улицы, перечислять можно еще долго. В XX веке столица пережила аж четыре миграционные волны, начиная с 30-х и заканчивая 90-ми годами. А знаменитая московская «лимита» стала главной героиней фильма «Москва слезам не верит», получившего премию «Оскар» и который посмотрели более 90 млн. советских зрителей.
По статистике каждый пятый иностранный трудовой мигрант живет и работает в Москве, это не считая нелегальных мигрантов. Почти половина внутрироссийской миграции (46%) приходится на Москву. И приток приезжих не спадает (см. график 1). За исходную точку (100%) принята численность экономически активного населения в 2000 году.
Так что по всем объективным показателям выходит, что Москва – столица приехавших и заселивших ее провинциалов. Вот только смотрят эти люди сами на себя с разных сторон МКАД и не узнают, как будто глядят в кривое зеркало. И если причины этого феномена не в истории с географией, то, может быть, стоит поискать их в социально-культурном аспекте? Жизнь обитателей столичного мегаполиса и жизнь вне его границ – насколько сильны различия?
В этом смысле первое, что сразу бросается в глаза, – это огромная эмоциональная и информационная перегрузка москвичей, жизнь в постоянном стрессе. Недаром более трети опрошенных москвичей соглашаются с определением, что они «усталые и задерганные». Жители столицы-мегаполиса живут в перегруженном информацией и социальными контактами пространстве. Все это порождает стремление оградить себя как от лишней информации, так и от окружающих людей, взаимодействовать в четко заданных рамках и экономить свое время. Образно говоря, жизнь москвича – это одиночество в толпе. Типичными проявлениями этого являются отмечаемые многими приезжими повышенный ритм жизни в столице («москвичи все время куда-то спешат»), а также замкнутость и сухость в общении с незнакомыми, принимаемые за высокомерие и московский снобизм (наиболее яркое определение – «равнодушные зомби»). На самом деле ничто человеческое им не чуждо, и отстраненное отношение не распространяется на знакомых и близких. Если приезжий попадает в близкий круг общения москвича, его оценки резко отличаются от мнения многих приезжих, сталкивающихся с жителями столицы в основном на транспорте и вне дома. Кстати, о транспорте: так как многие москвичи тратят на дорогу по два-три часа в день, то волей-неволей им приходится воспринимать это время как часть личной жизни. В транспорте (и общественном, и личном) люди обзванивают знакомых и коллег по работе, читают, смотрят фильмы, слушают музыку и т.д. Другие, посторонние люди в этом кусочке личной жизни выглядят либо как пустое место, либо как отвлекающая и раздражающая помеха. Стремление оградить свою личную жизнь от вмешательства приводит уже к такому московскому феномену, как «одиночество в семье». Уже нередко можно встретить семьи, в которых каждый живет своей жизнью, до которой остальным членам семьи нет дела. Неким символом такого поведения можно считать такую картину семейного времяпрепровождения – все члены семьи сидят по разным углам квартиры, уткнувшись в свои компьютеры, ноутбуки или планшеты.
То, что такое поведение не является неким врожденным качеством, а формой социальной адаптации, подтверждается многочисленными наблюдениями за динамикой поведения приезжающих в Москву из других регионов на учебу или в поисках работы. На трансформацию провинциала в москвича уходит не более двух лет.
Несмотря на все перечисленное, Москва продолжает оставаться местом притяжения для жителей других регионов России. Чеховское «В Москву, в Москву!» продолжает оставаться актуальным и 100 лет спустя после того, как эта фраза прозвучала в спектакле «Три сестры». Какие же объективные факторы заставляют людей срываться с мест и отправляться покорять столицу?
На первое место можно, наверное, поставить финансовый фактор (см. график 2).
Как видно из графика, хотя сократилась дифференциация доходов (с более чем трехкратной до чуть более двукратной), абсолютный разрыв в доходах нарастал практически весь рассматриваемый период (исключая 2009 год). Поведение доходов москвичей в кризисном 2009 году очень хорошо иллюстрирует, что значительная часть этих доходов связана с предпринимательской деятельностью. Конечно, не все столичные жители предприниматели, но таковы особенности статистического учета: все доходы в пределах данного региона делятся на всех жителей региона, в результате чего мы видим на графике «кризисную яму доходов». В тот год был отмечен довольно значительный отток приезжих, не успевших закрепиться в Москве, обратно в регионы. Что интересно, в целом по России в 2009 году такого феномена с динамикой доходов не наблюдалось, что в общем-то подтверждает широко распространенное среди россиян мнение, что «все деньги крутятся в Москве». Нужно только уточнить, что не все, но довольно значительная часть. И это хорошо видно из следующего графика, в большей степени характеризующего работающих москвичей и россиян в целом (см. график 3).
Здесь мы видим ситуацию, обратную ситуации со среднедушевыми доходами – 10 лет назад была примерно полуторная разница в зарплатах, с тех пор она выросла до 1,92 раза. Вот и причина, почему так быстро растет в Москве экономически активное население: «московский пылесос» продолжает забирать трудовые резервы из провинции, в первую очередь из окружающих регионов. В то же время для пенсионеров Москва в материальном плане ничем не лучше других регионов (см. график 4). Разница в 600 руб. при значительно более дорогой столичной жизни компенсацией явно не является.
Еще одним символом материального благополучия москвичей является владение личным автомобилем. Правда, обратная сторона этого символа – знаменитые московские пробки. Тем не менее, несмотря на знаменитый афоризм «автомобиль не роскошь, а средство передвижения», для большинства россиян автомобиль не в последнюю очередь является подтверждением его социального статуса. В этом плане москвичи выглядят в среднем как обладающие более высоким и материальным (автомобили дороже), и социальным статусом (автомобилей больше), чем остальные россияне. Но и здесь есть свой нюанс. Вновь обратимся к динамике, на этот раз числа собственных легковых автомобилей на 1 тыс. человек населения (см. график 5).
Обратите внимание, что хотя обеспеченность москвичей автомобилями выше, но разрыв между столицей и остальными регионами сокращается. В целом по России темпы роста числа автомобилей на 1 тыс. человек населения выше на 20%.
И совсем неважно, как это ни парадоксально, выглядят жилищные условия в Москве на фоне всей России. Тут можно вспомнить и булгаковское «Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…», но факт остается фактом – Москва бешено строится, а жилищные условия жителей столицы пребывают практически на одном уровне. Это хорошо видно на графике динамики общей площади жилых помещений, приходящейся на одного жителя (см. график № 6).
Немудрено, что сдача жилья в аренду столь распространена в столице. Некоторые источники утверждают, что чуть ли не четверть квартир в Москве сдается в аренду, но это скорее преувеличение. Тем не менее нельзя отрицать того факта, что немалая часть москвичей живет за счет такого источника дохода.
Рассмотрев все эти факты в комплексе, мы уже можем попытаться ответить, почему россияне взаимно не узнают себя же в кривом зеркале Замкадья. Покорять столицу едет определенный тип людей: пассионарные, амбициозные, целеустремленные. Они нацелены на успех, и у них большое желание добиться этого как можно быстрее, им нельзя расслабляться. В их планах – карьерный успех, высокие заработки и покупка квартиры.
Поэтому совершенно справедливо отмечаются такие бросающиеся в глаза черты «среднего москвича», как самоуверенность, агрессивность в достижении целей, нахрапистость, меркантильность и негостеприимность. Но это неизбежные оборотные стороны таких характеристик, как целеустремленность, самостоятельность, активность, индивидуализм и воля к победе.
У москвичей первого поколения, то есть тех, которые родились и выросли в Москве, уровень мотивации гораздо ниже: квартира у родителей есть, да и сами родители здесь, под боком, всегда помогут как материально, так и личными связями при поиске работы или получении высшего образования. В этой среде явно или неявно проявляется тенденция обособления от «новых москвичей», культивирование своеобразного московского патриотизма, проявляющегося в снобизме, высокомерии, подчеркивании следованию неким московским обычаям и традициям (нередко полностью искусственным и не имеющим исторических корней).   
График 1Численность трудовых резервов
График 1
Численность трудовых резервов

График 2Динамика среднедушевых денежных доходов
График 2
Динамика среднедушевых денежных доходов 

График 3Динамика среднемесячных номинальных зарплат
График 3
Динамика среднемесячных номинальных зарплат

График 4Динамика среднего размера назначенных пенсий
График 4
Динамика среднего размера назначенных пенсий

График 5Число собственных легковых автомобилей на тысячу человек населения
График 5
Число собственных легковых автомобилей на тысячу человек населения

График 6Динамика общей площади жилых помещений, приходящейся на одного жителя
График 6
Динамика общей площади жилых помещений, приходящейся на одного жителя


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1838
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4450
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2428
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2777

Другие новости