0
8559
Газета НГ-Регионы Интернет-версия

04.10.2013 00:01:00

Управляющие советы доказали свою эффективность

Тэги: школа, управление


Педагогические, родительские или попечительские советы в школах действовали всегда, хотя работали исключительно в рамках своих полномочий и под руководством директора. Однако в последнее время в отечественной системе образования появились управляющие советы. И педагоги, и родители успели убедиться: только такая форма руководства поможет выбрать направление для развития образовательного учреждения в современных условиях.
Управляющие советы объединили всех участников учебного процесса, так или иначе заинтересованных в нем, – родителей, попечителей, учеников, педагогов и иногда даже выпускников. Кроме того, управляющие советы стали первым внутришкольным объединением, полномочия которого были зафиксированы в уставе образовательного учреждения, в отличие, например, от попечительского совета, который может быть создан даже в виде НКО. Новые объединения с самого начала имели право влиять на учебный процесс, оценивать работу преподавателей и даже распределять премиальный фонд. Но при этом все уже действующие в школе советы – попечительский, родительский и другие – полномочий не сложили, а продолжают работать.
За рубежом, говорят специалисты, подобные советы при школах существуют очень давно. Так, в Нидерландах практика управления школой родителями известна с 1917 года, в США – с 1918 года, а в Великобритании в 1987 году создана Ассоциация школьных управляющих. Полномочия подобных советов различаются в разных странах. В России, в том числе в Москве, приняли за основу британскую модель: директор входит в состав совета, но важные стратегические решения принимаются коллегиально. Главная задача проекта, как и всех изменений в системе образования в последнее время, – создание комфортных условий обучения. А кто лучше самих педагогов, учеников и их родителей знает о том, что для этого нужно сделать в каждой конкретной школе? Практика управляющих советов, уверены специалисты, в этом смысле может быть максимально полезной, ведь она позволяет самостоятельно принимать решения о развитии учреждения образования, разумно и свободно распоряжаться выделяемыми ресурсами, но и не исключает необходимую поддержку директора школы. Накануне нынешнего учебного года руководство столичного Департамента образования предложило включить в состав управляющего совета и сотрудников закрепленных за школами медучреждений. Ведь медицинское сопровождение ребенка и своевременные рекомендации родителям и учителям – это далеко не все стороны ответственности медработника в школах. Грамотные медицинские заключения, уверены чиновники, помогут не только избежать ошибок в организации учебного процесса, но и – самое важное – сформировать у детей ценностное отношение к собственному здоровью.
В школе № 2006 управляющий совет был переизбран на три года буквально в начале нынешнего учебного года, после объединения в комплекс двух школ и двух детских садов. В состав нового управляющего совета школы-комплекса вошли родители, педагоги, старшеклассники, председатель профсоюзной ячейки, представители учредителей образовательного учреждения – всего 31 человек, но с перевесом голосов в пользу родителей. Директор тоже входит в состав совета, но по уставу возглавить его не может, и решения всегда принимаются коллегиально. При этом у детей есть равное со взрослыми право голоса, которым они, например, воспользовались недавно при утверждении новой школьной формы. По уставу совет должен собираться не реже четырех раз в год, на самом деле, говорит его председатель Вадим Новиков, получается чаще: как и у любой крупной организации, повседневных дел и вопросов здесь всегда хватает – от переноса сроков каникул до утверждения ежеквартальных надбавок к зарплате педагогам. Кстати, размер такой надбавки доходит до 90 тыс. руб., а критерии распределения просты – результативность педагогов, а значит, и их учеников на олимпиадах, срезах, контрольных, итоговой аттестации. Кроме этого, большое внимание совет обращает на внеурочную работу педагогов.
«Подобная форма управления школой давно доказала свою эффективность, – говорит Вадим Новиков. – Она особенно востребована в управлении таким крупным образовательным комплексом, как наш. А появление таких комплексов сегодня неизбежно, если мы говорим об эффективном, многоступенчатом образовательном и учебном процессе. Это обеспечивает не только преемственность в образовании детей, но и более комфортные условия труда для педагогов».    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аналитики КПРФ объявляют электоральную тревогу

Аналитики КПРФ объявляют электоральную тревогу

Дарья Гармоненко

Политическая радикализация осталась единственным выходом из системного тупика

0
967
Минюст изучает историю российской правоохраны

Минюст изучает историю российской правоохраны

Екатерина Трифонова

Сокращение срока расследований укрепит особый порядок уголовного судопроизводства

0
815
Путин огласит послание парламенту в более поздний срок

Путин огласит послание парламенту в более поздний срок

0
679
Генерала Попова приговорили к пяти годам колонии по делу о хищении

Генерала Попова приговорили к пяти годам колонии по делу о хищении

0
557

Другие новости