0
2115
Газета Non-fiction Интернет-версия

30.10.2014 00:01:00

Есть ли лишнего билетика?

Тэги: театр, галина волчек, современник


театр, галина волчек, «современник» Тише, идет репетиция! Иллюстрация из книги

На днях в одной из газет прочитал маленький критический шедевр – рецензию Марины Токаревой на спектакль РАМТа «Нюрнберг». Эрудированный, стилистически отточенный оперативный отклик. Он подтвердил впечатление от ее новой книги, где собраны театральные рецензии последних лет.

Свои рецензии Марина Токарева именует дневниками. По сути, таковыми они и являются – подробной хроникой театральной жизни, в первую очередь ее достижений. Даты указываются редко, разве что в связи с каким-либо юбилеем, но время, когда создавался тот или иной спектакль, вычислить легко. Критик обладает способностью со снайперской точностью описывать приметы времени. Такие детали являются составной частью увлекательных описаний, связанных с рождением спектаклей. Например, подготовки додинским театром «Братьев и сестер» в Архангельской области. Здесь переплелись и творческие поиски, и бытовые проблемы, и характеристики артистов, зрителей, авторов, преподнесено даже застолье после первого показа – с шаньгой, грибами всех видов, пирогами с палтусом… Любите ли вы театр? Да после описаний Токаревой его не полюбить невозможно.

книга
Марина Токарева. 
Сцена между 
землей и небом: 
театральные дневники 
XXI века. 
- М.: АСТ: Редакция 
Елены Шубиной, 2014. 
– 396 с.

Помнится, в школе учителя литературы больше всего мучили каверзным вопросом: «Каково идейное содержание произведения?» Действительно, даже взрослому человеку далеко не всегда удается понять замысел автора. Токарева способна так препарировать спектакль, что становится все ясно, как божий день. Глобальные выводы она подкрепляет частными наблюдениями, показывает характеры своих героев, их эволюцию во времени (главки «Галка», «Волчиха», «Галина Волчек» – это о худруке «Современника»). Правда, бывает к театральному люду и строга, но не слишком, отрицательные эмоции сдерживает. А вот любовь к деталям не скрывает, описывает четко, смачно («Фамусов кладет на колоду книгу и ловко, тщательно разрубает ее топором»).

Токарева не любит растекаться мыслью по древу, не употребляет лишних глаголов, ее стиль современен, отличается деловитостью. Взять сразу быка за рога – вот наша задача. «Сюжет эпизода: сатрап-лжегерцог обращает в бегство брата и племянницу, с ней бегут его дочь и шут, чей юмор новой власти не ко двору. Попадают в хижину прекрасной пастушки. Выждав момент, шут приступает к ухаживанию».

Лишь в одном месте неистощимый оптимизм изменил Токаревой. «Нам, беднягам-критикам, так редко удается от души порадоваться, что впору уже и разлюбить предмет профессии…» – вздохнула она. Между тем вся книга говорит об обратном – ее автора часто радовали и талантливые люди, и талантливые спектакли. Теперь, благодаря критику, читатели имеют возможность присутствовать на конфиденциальных встречах с большими мастерами...

Много, очень много успела увидеть Марина Токарева на сцене между землей и небом. Наверное, у нее есть самолет. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
942
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1614
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1172
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
626

Другие новости