0
5327
Газета Non-fiction Интернет-версия

16.07.2015 00:01:00

Сладкий кусок живого

Тэги: поэзия, тургеневы, доктор живаго, любовь, владимир сорокин


поэзия, тургеневы, «доктор живаго», любовь, владимир сорокин

Максимальная свобода высказывания. Константин Сомов. Влюбленные. Вечер. 1910. Национальная галерея Армении, Ереван

В работах российских философов, политологов и социологов в быту мы встречаем выражение «загадочная русская душа» и соглашаемся: да, наша жизнь построена на контрастах, противоречиях, во многом непонятных большинству в мире. Антология любовных признаний великой русской литературы «Уроки русской любви» – это 100 коротких отрывков и около 20 эссе современных писателей и журналистов, характеризующих – в основном с долей иронии, но всегда заинтересованно и вдумчиво – те или иные любовные линии в русской литературе.

Составитель Мария Голованиевская смело начинает с древнерусской литературы, Николая Карамзина и заканчивает Анатолием Рыбаковым, Виктором Ерофеевым, Юрием Нагибиным. Можно предположить, что бесконечные дискуссии литературоведов, учителей-словесников на предмет, что же считать классикой – только литературу до середины XX века, с небольшими исключениями и включать ли в этот список современные тексты или даже «альтернативную» литературу – все-таки приведут к общему знаменателю. В любом случае в новой антологии нашлось место как Федору Достоевскому, Сергею Аксакову и Ивану Тургеневу, так и Михаилу Арцибашеву, Константину Вагинову, Нине Берберовой – писателям с различной репутацией, художественной манерой и местом в литературном пантеоне.

Многие любовные признания звучат для нас по-иному, обретая новые краски и смыслы в контексте современной жизни и нашего читательского опыта, а значит, можно преодолеть наивное восприятие литературной классики и действительно сопоставить собственные, теперь уже взрослые знания и приоритеты с литературным произведением. Экспрессивная записка лермонтовской княжны Мэри Печорину, странный диалог двух противоположностей – Ильинской и Обломова у Гончарова, фрагмент описания взаимоотношений Лары и Живаго у Пастернака – эпизодические, но яркие свидетельства пресловутой «вневременности» классики.

Эссе, сопровождающие некоторые из представленных отрывков, своеобразно отражают отношение современных авторов к произведениям их предшественников. Несмотря на известные жанровые субъективизм и максимальную свободу высказывания, эти тексты выходят за рамки просто художественно оформленного произведения, являясь полемичными. Так, наряду с глубоко личностным текстом Алены Долецкой об «Это я, Эдичка» Эдуарда Лимонова присутствуют эссе Андрея Наврозова о «Бедной Лизе» Николая Карамзина и Александра Иличевского об «Отцах и детях» Ивана Тургенева, представляющие не школьное, а индивидуальное прочтение классики. Иличевский в «Человеке и темноте» говорит о необходимости переосмысления академического текста «Отцов и детей» и называет это произведение «самым настоящим диссидентским романом... По сути (роман Тургенева) находится вне советской доктрины и оспаривает ее, ибо он – первая в русской культуре попытка показать, как идеология уничтожает человека».

книга
Уроки русской любви.
Антология/Сост.
Мария Голованиевская.
– М.: АСТ: CORPUS, 2015.
– 590 с.

Поэты Андрей Новиков-Ланской и Фаина Гримберг (Гаврилина) принадлежат к разным литературным направлениям, их творчество устремлено по противоположным векторам, поэтому столь интересно сравнить их эссе. Новиков-Ланской в тексте «Свет и уголь» о «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова восхищенно и детально рассказывает о романе, тогда как Гринберг («Кое-что об электричестве») разрушает привычные представления о романтизме главных героев «Доктора Живаго» и предлагает «противоядие» восприятию женщины как «сладкого куска, живого и животного» у Пастернака защиту телесной и духовной независимости женщины у Льва Толстого.

Антология «Уроки русской любви» состоит из любопытной подборки художественно убедительных, эмоциональных сцен любовных признаний и эссеистики – где-то спорной, где-то радостно-сопереживающей, а где-то и суховато-критичной, но неизменно качественной. Классика и современность будто сплетаются в один тугой узел общего литературного процесса, что дает право назвать данный сборник неординарным и интересным для широкой читательской аудитории.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
373
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
1665
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2030
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1653

Другие новости