0
3091
Газета Non-fiction Интернет-версия

27.04.2017 00:01:00

Лицо со срезанной кожей

Тэги: наука, психиатрия, нейробиология, биохимия, искусство, живопись, зигмунд фрейд, густав климт, эгон шиле, оскар кокошка, австрия, америка, полинезия, экспрессионизм


14-14-13-1.jpg
Эрик Кандель. Век самопознания.
Поиски бессознательного в искусстве
и науке с начала XX века до наших
дней / Пер. с англ. П. Петрова.
– М: АСТ, Corpus, 2016. – 720 с.
(Элементы)

Авторы научпопа тяготеют к разным типам повествования – либо склоняются к научным описаниям, предпочитая меньше употреблять популярную информацию, либо несколько перебарщивают с популяризацией, считая, что обыкновенный читатель не будет напряженно вдаваться в каждую деталь. Эрик Кандель, американский психиатр, нейробиолог, профессор биохимии и лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине, в «Веке самопознания» безусловно, соблюдает баланс «чистого» знания и его изложения на бумаге. Главными фигурами в его книге стали, с одной стороны, писатель Артур Шницлер и врач Зигмунд Фрейд, а с другой – художники Оскар Кокошка, Эгон Шиле и Густав Климт. Основной «пульс» «Века самопознания» – как раз в «притяжении» их нестандартных мыслей, вызывавших в начале XX века реакции, подобные скандалу. Кандель сначала подробно обращается к биографии каждой персоналии, чтобы найти общее в их смелых умственных построениях и в странных, подчас шокирующих произведениях, ныне ставших достоянием истории психиатрии, литературы и искусства, а во второй части сосредотачивается на научном – нейробиологическом, психоаналитическом – изложении вышеописанных фактов и идей.

Важно подчеркнуть: ученый не просто вводит в читательское сознание научные открытия последних лет и подчеркивает те или иные существенные вехи. Напротив – из этой книги, лишенной суховатости и бесстрастности монографии, можно почерпнуть массу любопытных деталей. Скажем, говоря об окончательном разрыве Кокошки с сильно повлиявшим на его творчество Климтом, Кандель характеризует вылепленный из глины и раскрашенный темперой «Автопортрет в виде воина». Оказывается, он был создан под влиянием полинезийской маски, увиденной художником в Музее естествознания, и «характерных голов» предтечи австрийского экспрессионизма Франца Ксавера Мессершмидта. В особенности Канделю интересна эмоциональная составляющая автопортрета: поскольку художник использовал неестественные цвета и продавливал глину пальцами, у него получилось лицо будто со срезанной кожей и с чувствами, не сдерживаемыми никакими нормами.

14-14-2.jpg
Неестественные цвета – один из
способов выражения
«ненормированных» чувств.
Эгон Шиле. Автопортрет.
1914. Частное собрание

Объемный том «Век самопознания» богато иллюстрирован, причем автор включил в свою работу не только фотографии произведений Кокошки, Шиле и Климта, но и ряд схем, без которых чтение книги, связанной с нейробиологией, было бы серьезно затруднено. Впрочем, новую книгу Канделя, освещающего сложные темы с лупой исследователя и карандашом писателя, с интересом прочтут и не сильно искушенные в живописи либо в истории зарождения психиатрии.








Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В коррупционном скандале в Киеве возникла пауза

В коррупционном скандале в Киеве возникла пауза

Наталья Приходко

Внимание переключилось на делегацию из Пентагона и некий мирный план США

0
2021
Молдавия ищет свой газ в украинских и румынских хранилищах

Молдавия ищет свой газ в украинских и румынских хранилищах

Светлана Гамова

Приднестровье отказалось от европейской помощи в обмен на остановку заводов

0
1764
КПРФ показывает знаковые фигуры электорату и спонсорам

КПРФ показывает знаковые фигуры электорату и спонсорам

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Блогер-миллионер Бондаренко и народный капиталист Грудинин вернулись в список лидеров партии

0
1659
Лукашенко освободил священников

Лукашенко освободил священников

Дмитрий Тараторин

Градус противостояния Белоруссии и Запада начинает снижаться

0
1887

Другие новости