0
2686
Газета Non-fiction Интернет-версия

27.04.2017 00:01:00

Лицо со срезанной кожей

Тэги: наука, психиатрия, нейробиология, биохимия, искусство, живопись, зигмунд фрейд, густав климт, эгон шиле, оскар кокошка, австрия, америка, полинезия, экспрессионизм


14-14-13-1.jpg
Эрик Кандель. Век самопознания.
Поиски бессознательного в искусстве
и науке с начала XX века до наших
дней / Пер. с англ. П. Петрова.
– М: АСТ, Corpus, 2016. – 720 с.
(Элементы)

Авторы научпопа тяготеют к разным типам повествования – либо склоняются к научным описаниям, предпочитая меньше употреблять популярную информацию, либо несколько перебарщивают с популяризацией, считая, что обыкновенный читатель не будет напряженно вдаваться в каждую деталь. Эрик Кандель, американский психиатр, нейробиолог, профессор биохимии и лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине, в «Веке самопознания» безусловно, соблюдает баланс «чистого» знания и его изложения на бумаге. Главными фигурами в его книге стали, с одной стороны, писатель Артур Шницлер и врач Зигмунд Фрейд, а с другой – художники Оскар Кокошка, Эгон Шиле и Густав Климт. Основной «пульс» «Века самопознания» – как раз в «притяжении» их нестандартных мыслей, вызывавших в начале XX века реакции, подобные скандалу. Кандель сначала подробно обращается к биографии каждой персоналии, чтобы найти общее в их смелых умственных построениях и в странных, подчас шокирующих произведениях, ныне ставших достоянием истории психиатрии, литературы и искусства, а во второй части сосредотачивается на научном – нейробиологическом, психоаналитическом – изложении вышеописанных фактов и идей.

Важно подчеркнуть: ученый не просто вводит в читательское сознание научные открытия последних лет и подчеркивает те или иные существенные вехи. Напротив – из этой книги, лишенной суховатости и бесстрастности монографии, можно почерпнуть массу любопытных деталей. Скажем, говоря об окончательном разрыве Кокошки с сильно повлиявшим на его творчество Климтом, Кандель характеризует вылепленный из глины и раскрашенный темперой «Автопортрет в виде воина». Оказывается, он был создан под влиянием полинезийской маски, увиденной художником в Музее естествознания, и «характерных голов» предтечи австрийского экспрессионизма Франца Ксавера Мессершмидта. В особенности Канделю интересна эмоциональная составляющая автопортрета: поскольку художник использовал неестественные цвета и продавливал глину пальцами, у него получилось лицо будто со срезанной кожей и с чувствами, не сдерживаемыми никакими нормами.

14-14-2.jpg
Неестественные цвета – один из
способов выражения
«ненормированных» чувств.
Эгон Шиле. Автопортрет.
1914. Частное собрание

Объемный том «Век самопознания» богато иллюстрирован, причем автор включил в свою работу не только фотографии произведений Кокошки, Шиле и Климта, но и ряд схем, без которых чтение книги, связанной с нейробиологией, было бы серьезно затруднено. Впрочем, новую книгу Канделя, освещающего сложные темы с лупой исследователя и карандашом писателя, с интересом прочтут и не сильно искушенные в живописи либо в истории зарождения психиатрии.








Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


За Архитектурную премию Москвы будут бороться 178 претендентов

За Архитектурную премию Москвы будут бороться 178 претендентов

Елена Крапчатова

Жюри определит лауреатов к июлю

0
535
Чинить коммунальное хозяйство будут по "Инфраструктурному меню"

Чинить коммунальное хозяйство будут по "Инфраструктурному меню"

Ольга Соловьева

На восстановление инженерных сетей правительство решило направить дополнительные 12 миллиардов рублей

0
795
Дебаты кандидатов – больше не телешоу

Дебаты кандидатов – больше не телешоу

Иван Родин

Харитонов и Даванков без огонька и Слуцкого обсудили проблемы образования

0
929
Правительство расширяет программы льготной ипотеки

Правительство расширяет программы льготной ипотеки

Михаил Сергеев

Выдача жилищных кредитов с бюджетной поддержкой выросла за год на треть

0
1220

Другие новости