0
2678
Газета Non-fiction Печатная версия

18.08.2021 20:30:00

Дефекты метода

Никто не знает, что такое структурализм

Тэги: философия, анархизм, культура, шкловский, евреи, русский мир


Теперь уже почти каждому ясно, что и на советскую эпоху, и на ее отражение мы готовы посмотреть исторически, ибо сам по себе метод яростного отрицания тоталитарного прошлого столь же малоэффективен для осознания, как и разрушение наследия «проклятого царизма». Попытку осмысления производит Мария Рахманинова в предисловии к работе американского социального философа Сола Ньюмана «Постанархизм». Исследовательница пеняет на обскурантность постсоветского пространства: «языковая пропасть», разрыв в курсах валют, социальные и институциональные преграды в общении с «зарубежными коллегами», а также запоздалая рецепция «знаний всей второй половины ХХ века» – первая причина, почему мы, оказывается, пребываем в интеллектуальных потемках. Вторая – «возобновление идеологической закрытости «русского мира». Особенно в областях, не слишком созвучных новым нарративам». Это в каких? Не являются ли «новые» нарративы – воскрешаемыми из воспоминаний старыми?

Западная мысль, которую мы нагоняем своей, как выясняется, запоздалой рецепцией, порой удивляет. Так, американский филолог-русист Джеймс Кертис полагает, что советские мыслители Эйхенбаум, Шкловский и люди их круга потому стали новой элитой, что были евреями, – на недостатки такого метода исследования указывает в своей книге Иван Есаулов. А Александр Смулянский утверждает, что до сей поры никто ни в России, ни за ее пределами не знает, что же такое структурализм...


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Судьба «Теории Филофея»

Судьба «Теории Филофея»

Игорь Данилевский

Глава из книги «Интеллектуалы древней Руси: Зарождение соблазна русского мессианизма»

0
557
Кольцо Соломона. О горести потери и трудности обретения

Кольцо Соломона. О горести потери и трудности обретения

Милена Фаустова

0
483
Интересуюсь человечностью

Интересуюсь человечностью

Вера Чайковская

Четыре судьбы и четыре философии: от Симоны де Бовуар до Симоны Вейль

0
1241
Сорящий перлами, как мудрец

Сорящий перлами, как мудрец

Галина Щербова

Владимир Микушевич не переводил Рильке и Бодлера, а учил их говорить по-русски

0
551

Другие новости