0
736
Газета Non-fiction Печатная версия

13.12.2023 20:30:00

Памятливая Одоевцева, мятежный Высоцкий

Искусство любить не себя в литературе, а литературу в себе

Тэги: филология, литературная критика, серебряный век, зинаида гиппиус, булгаков, станиславский, василий белов, античность, миф, прокруст


46-15-2480.jpg
Один из героев книги – Альберт Лиханов,
писатель детский, добрый.
Фото с сайта www.albertlikhanov.com
Знатоки античной мифологии утверждают: первым критиком, хотя и не по вполне литературной части, был древнегреческий злодей Прокруст. Кто имел несчастье быть выше его – тому отсекал лишние дактили (1,928 см). А людям маленьким вытягивал ноги до требуемой, по его мерке, длины. Тем и зарабатывал себе непререкаемый авторитет на дороге из Афин и в Афины. Вот почему всякий раз я не без опаски берусь читать публикуемые критические обзоры литературных трудов, поражаясь порой напружиненной злобе и язвительности – до прободения – этих опусов.

Книга Лолы Звонарёвой «Всего со всем слепая связь… Сборник статей и очерков о литературе Серебряного века и новейшего времени» оказалась у меня не случайно. Стараюсь давно и пристально всматриваться в то, что занимает ум российского литературоведа, критика, историка, писателя, доктора исторических наук академика РАЕН и ПАНИ, искусствоведа, главного редактора альманаха-журнала «Литературные знакомства». 48 статей сборника свели вместе авторов разных времен и пространств, казалось бы, несопрягаемых ни при каких обстоятельствах. Достаточно поставить в один ряд беглянку от революции Зинаиду Гиппиус и Василия Белова – плоть от плоти русского, укорененного навечно в отеческую почву глубоко православного писателя. Подобных соседств в книге множество. Рядом стоят: Альберт Лиханов – писатель детский, добрый, благорасположенный к Городу и Миру, и Владимир Высоцкий, чей голос, сорванный в крике мятежного Хлопуши из спектакля в театре «На Таганке», не просто особенность речевого аппарата актера и барда, но озвученный Голос Беды. Владислав Бахревский – писатель традиционный (в лучшем смысле определения «традиционный») Лола Звонарёва раскрывает нам причины феноменального успеха его романов, изданных в наше бескнижное время общим тиражом в 10 млн экземпляров: следование традициям русской романистики, обращение к славной истории отечества и героям, как бы «задвинутым» на периферию общественного сознания.

46-15-13250.jpg
Лола Звонарёва. Всего со всем
 слепая связь… Сборник статей
и очерков о литературе
 Серебряного века и новейшего
времени.– Архангельск:
 Лоция, 2023. – 456 с.
Перечитывая статью за статьей, начинаешь понимать основной метод работы автора. Суть не в насильственном «укладывании» писателя на некое каноническое «ложе» и затем подгонка под некий, неизвестно кем установленный «размер». Но попытка всякий раз вникнуть и понять эстетику и пафос произведения, уважительное отношение к индивидуальности пишущего вне зависимости от его (да и критика) конфессиональной и союзной принадлежности. Сегодня шаг в сторону «противника» может закончиться контрольным литвыстрелом в затылок. Впрочем, бесконечно лучше меня об этом написал Михаил Булгаков, явив свету литературного критика Латунского. Кстати, есть некая предопределенность в том, что свою литературную гостиную Лола Звонарёва ведет именно в культурном центре «Булгаковский дом».

А мы вернемся к героям книги: мощный и самобытный помор Павел Кренёв, по-восточному изысканный казанец-лондонец Равиль Бухараев, болгарский (уже классик) Николай Табаков, литературовед-парадоксалист Иван Есаулов и восхищающая своим летящим слогом и богатейшей памятью Ирина Одоевцева вместе с русским французом Рене Герра, который сам по себе заслуживает отдельной книги.

Одного перечисления имен явно недостаточно, чтобы по достоинству оценить многолетний труд автора. Понять и принять концепцию критика можно только вчитываясь в тексты, основа которых зиждется на стремлении прочувствовать то, чем движим в своем творчестве тот или иной литератор. Перефразируя Станиславского, призывавшего любить не себя в театре, но театр в себе, можно и нужно говорить подобное и о литературной критике, если она не мнит себя истиной в конечной инстанции, да еще с острозаточенной секирой в руке. Лола Звонарёва, несомненно, понимает всю значимость ею сказанного и в контексте проживаемых нами времен, и в рамках литературного процесса. Который вершится не по предначертаниям, намеченным в решениях очередного пленума одного из писательских новообразований, но согласно Высшей Воле, присылающей в нашу суетную среду людей, чье творчество вдруг обретает такую силу и значимость. И с этим начинают считаться даже те, кто позабыть успел, когда держал книгу в руках. А на Прокруста тоже укорот нашелся: Тесей уложил разбойника на его же пресловутое ложе так, что за пределами отмеренного оказалась голова. Остальное было делом техники.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Выставка  "Ars Sacra nova. От мифа к символу..."

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу..."

0
615
Выставка "Античность. Система координат"

Выставка "Античность. Система координат"

0
594
Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
2626
Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
4300

Другие новости