0
7078
Газета Non-fiction Печатная версия

12.03.2025 20:30:00

От Литейного до Таврической

Где жили, творили и выпивали петербургские писатели

Тэги: краеведение, петербург, пушкин, достоевский


краеведение, петербург, пушкин, достоевский Михайловский замок остался в истории литературы благодаря Достоевскому. Но не только. Фото Евгения Никитина

Литературовед и историк Вячеслав Недошивин выпустил новую книгу: «Литературный Петербург. Домовая книга русской словесности, или 7 тысяч адресов прозаиков, поэтов и критиков (ХVII–ХХI вв.)». Автор, по его признанию, собирал материал для книги всю жизнь: по строчке с упоминанием улицы, дома и фамилии писателя. Источником информации ему служили путеводители, справочники, биографии, мемуары, опубликованная переписка литераторов. Это «почти энциклопедия» для тех, «кто любит «читать город», перелистывать улицы и проспекты, рассматривать, словно иллюстрации, реальные здания». Под обложкой удачно соединились литературоведение и краеведение. «Знание города помогает понять стихи и прозу, а те, в свою очередь, дают возможность понять Петербург во всей его исторической многослойности», – считает автор.

Ранее он по такому же принципу создал книгу о Москве, только там было 8 тыс. писательских адресов. Так что соперничество двух российских столиц продолжается и в литературно-топографической сфере.

Книга Недошивина содержит сведения, в каких домах и квартирах Петербурга жили, гостили, выступали с чтением литераторы всех мастей. Не только писатели и драматурги, но и литературоведы, критики, философы, сценаристы, переводчики, мемуаристы, краеведы. А еще – люди разных профессий и увлечений, причастные к литературному цеху: книгоиздатели и книготорговцы, библиофилы, библиотекари, меценаты, хранители писательских архивов, художники и фотографы, портретировавшие писателей. Тут же и возлюбленные великих поэтов (да-да, музы тоже имеют конкретное местожительство!). Приведены адреса типографий, где печатались знаковые издания. Перечислены места, где собирались кружки и общества, создавались литобъединения, устраивались (велико) светские салоны с участием писателей. Указаны адреса знаменитых литературных кафе и кабаре наподобие «Бродячей собаки». Не забыты церкви, где писатели венчались и крестили детей. Попало в книгу даже место, где некогда стояла Пробирная палата – в ней «жил, служил, творил и скончался мифический поэт и прозаик Козьма Прутков». Или вот, к примеру, дом, где во второй половине ХIХ века жил адмирал, дипломат граф Евфимий Путятин. Какое отношение он имеет к литературе? А самое непосредственное: Путятин был командиром фрегата «Паллада», когда на нем плавал его секретарь – и писатель – Иван Гончаров.

Три века петербургской литературы нашли отражение в книге. Автор приводит адреса классиков начала ХVIII столетия: Кантемира, Тредиаковского, Феофана Прокоповича. Стены одного из зданий на Университетской набережной помнят Сумарокова и Хераскова, учившихся здесь, в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе. И рядом с ними – нонконформисты, постмодернисты и другие наши современники. Иных домов, значимых для истории литературы, уже не существует. Одни сносились либо перестраивались из-за ветхости, другие были разрушены бомбами в блокаду, третьи исчезли в постсоветские годы. Нередко в книге можно увидеть слова: «в доме, стоявшем на этом месте, жил...».

В домовую книгу Недошивина попали и писатели первого ряда, и те, кто ныне известен лишь специалистам, как прозаик начала ХХ века, автор повести «Вавилонское столпотворение» и ряда пьес Александр Косоротов. Различались и материальное положение, и жилищные условия литераторов. Одни жили в фешенебельных квартирах (как граф Владимир Соллогуб) или владели городской усадьбой (как Гаврила Державин), другие ютились в меблированных комнатах или полуподвальных коммуналках. Поэт, драматург, переводчик великий князь Константин Романов (К.Р.) жил, как подобает августейшей особе, в Мраморном дворце на Миллионной улице. Там он и умер за два года до революции, не увидев, как его дом превратили в Музей Ленина.

В книгу попали не только русские литераторы: тут можно найти, к примеру, адрес дома, где останавливалась в 1812 году французская писательница-антибонапартистка Жермена де Сталь. Автор ведет речь и о том, какие происшествия случались в писательских квартирах: трагическая гибель при пожаре, падение из окна, обыски и аресты. Встречаются в указателе и одиозные литературные фигуры: из песни слова не выкинешь. Вот граф-графоман Хвостов, не раз высмеивавшийся Пушкиным и его друзьями. Или небезызвестный фельетонист Виктор Буренин: в числе пострадавших от его ядовитых пародий и рецензий – Горький, Чехов, Блок, Бальмонт…

Пройдемся с книгой Недошивина, словно с путеводителем, по Васильевскому острову. На его 1-й линии жил Иван Крылов, на 2-й – Белинский, на 3-й – Велимир Хлебников, на 4-й – Зинаида Гиппиус, на 5-й – Салтыков-Щедрин, на 6-й – Черубина де Габриак, на 7-й – Федор Сологуб, на 8-й – Осип Мандельштам, на 9-й – Иннокентий Анненский, на 10-й – Михаил Зощенко (в раннем детстве), на 11-й – Александр Грин, на 12-й – Вересаев, на 13-й – Пришвин, на 14-й – Алексей Ремизов... Шагаешь по улицам, словно идешь вдоль библиотечных полок.

А вот проспект Литейный, что ни дом, то... литературный. На этой магистрали в разных домах и в разные времена жили Николай Олейников, Иосиф Бродский, Николай Лесков, Андрей Белый, Константин Вагинов, Николай Гумилев, Сергей Есенин, Константин Федин, Владимир Одоевский, Николай Некрасов, Глеб Успенский, Николай Добролюбов, а также работало в начале 1920-х годов Петроградское отделение Всероссийского Союза поэтов. Не улица, а конспект по истории словесности.

Тяжек крест русского литератора, горька его чаша. Потому указаны в книге Недошивина и адрес клиники, где в 1911 году скончался от хронического алкоголизма поэт Константин Фофанов, и место, где в 1860-е друзья спасали от запоев прозаика Николая Помяловского.

Грустные мысли поможет развеять прогулка по Невскому проспекту. Сколько известных писателей здесь жило и бывало! Хватит на целый город. Тут и книжная лавка Александра Смирдина, первым издавшего «Евгения Онегина» и основавшего первый в России толстый литературный журнал – «Библиотека для чтения». И дом компании «Зингер», он же Дом книги, где многие годы также размещался «Лениздат», а в 20–30-е годы еще и редакции журналов «Чиж», «Ёж», «Звезда» и других. (Тут отметились все значимые питерские писатели, критики, художники-иллюстраторы.) И Публичная библиотека, где служили Крылов, Батюшков, Дельвиг, Загоскин. И Аничков дворец, где 20-летний Пушкин читал Жуковскому свои новые стихи. И здание бывшей Демидовской гостиницы, где в 1843 году Иван Тургенев познакомился с Полиной Виардо. И Большой гостиный двор, где когда-то активно торговали книгами, а в магазине Вольфа действовал своего рода литературный клуб: туда захаживали Александр Островский и другие мэтры. И доходный дом № 72, где в квартире фотографа Моисея Наппельбаума собирались юные поэты – члены гумилевской студии «Звучащая раковина»...

К числу самых знаменитых литературных адресов города, безусловно, относится бывший доходный дом купца Дернова на Таврической улице. Здесь в 1905–1912 годах жил в квартире-«башне» поэт и ученый Вячеслав Иванов. На его «средах» бывали чуть ли не все лучшие поэты и художники Серебряного века. Тут читались новые стихи, проводились дискуссии об искусстве, завязывались профессиональные знакомства, порой переходившие в близкие отношения. Работали «Академия стиха» и школа рисования, читал лекции хозяин квартиры... Ну и конечно, устраивались богемные пирушки.

Или вот Михайловский («Инженерный») замок. Он знаменит не только тем, что здесь в Военно-инженерном училище постигал азы фортификации молодой Федор Достоевский. И не только тем, что начальником этого училища одно время был крупный историк, биограф русских императоров – и по совместительству генерал-лейтенант – Николай Шильдер. В стенах замка в 1811–1826 годах проводились заседания Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, на которых бывали многие корифеи золотого века.

Не менее значим для русской литературы и дворец Шереметевых на набережной Фонтанки, где жила с середины 20-х до начала 50-х годов Анна Ахматова (ныне в южном флигеле дворца работает музей). А в доме № 185 по той же набережной после Лицея снимал жилье Пушкин. Здесь он писал поэму «Руслан и Людмила», послание «К Чаадаеву». Отсюда уехал в южную ссылку. По словам Вячеслава Недошивина, дом впоследствии перестраивался, но пушкинская квартира с окнами во двор – цела.

Вот из таких уцелевших осколков литературной памяти и соткана эта книга.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Санкт-Петербурге на несколько дней все закольцевалось вокруг "Архитектона"

В Санкт-Петербурге на несколько дней все закольцевалось вокруг "Архитектона"

Анастасия Башкатова

Зиккурат с елями, Кронос, крутящий колесо времени, и башня-сауна, напомнившая монолит из "Космической одиссеи"

0
756
Не мачо, не маньяки, а врачи, ученые

Не мачо, не маньяки, а врачи, ученые

Амаяк Тер-Абрамянц

Два эссе о русской и зарубежной литературе из цикла «Минутки»

0
535
Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
4787
«Средоточное местоположение среди Империи»

«Средоточное местоположение среди Империи»

Валерий Перхавко

Образы столиц в стране, которой издревле был присущ внутренний полицентризм

0
3510

Другие новости