0
2424
Газета Вера и люди Интернет-версия

19.01.2005 00:00:00

Хасиды хотят отделить зерна от плевел

Юрий Табак

Об авторе: Юрий Михайлович Табак - историк, религиовед, журналист.

Тэги: евреи, лазар, хасиды, секты


У Московской Патриархии в борьбе с сектантами появились горячие сторонники в лице Берла Лазара, главного раввина России по версии Федерации еврейских общин России (ФЕОР). 20 декабря в интервью корреспонденту Интерфакса Берл Лазар, воспользовавшись образом из известной новозаветной притчи, предложил "отделить зерна от плевел". Под "зернами", очевидно, подразумеваются "традиционные" религии, а под "плевелами" все остальные, то есть "секты". Последние Берл Лазар предлагает запретить, поскольку они "приносят только вред". Операция эта представляется не слишком сложной, поскольку немногочисленные "традиционные" религии перечислены в преамбуле закона о свободе совести. И, понятно, иудаизм входит в число "зерен" - иначе вряд ли Берл Лазар озаботился бы судьбой сект.

Почему вдруг главный раввин России озаботился вредоносными сектами? Ну, интересы Московской Патриархии понятны - протестанты паству отбивают, а с нею и доходы. А у ФЕОРа что за интерес? Возможно, речь идет о групповой солидарности "наиравнейших из равных" и Берл Лазар хочет лишний раз поддакнуть Московской Патриархии. Не исключено, что ФЕОРу досаждает движение "Евреев за Иисуса", которые тщатся обратить в христианство заблудшие еврейские души. Возможен и более сложный сюжет. Дело в том, что в России помимо ортодоксальных еврейских течений представлено и реформистское, которое в условиях секуляризации общества не может не привлекать часть еврейства, особенно молодых людей (напомним, что в Соединенных Штатах, с их самой большой в мире еврейской общиной, реформисты составляют значительное большинство). Почему бы ФЕОРу не прижать реформистов, которые входят в Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) - структуру, конкурирующую с ФЕОРом? Недаром председатель президиума Объединения религиозных организаций современного иудаизма в России раввин Зиновий Коган в интервью интернет-изданию "Портал-Credo.ru" не высказал никаких восторгов по поводу соображений Берла Лазара.

Но оставим в стороне прагматический интерес Берла Лазара и ФЕОРа и зададимся попыткой рассмотреть этическую сторону его предложений.

Спору нет, ФЕОР и лично Берл Лазар провели большую работу по возрождению еврейской общины России. Но парадокс состоит в том, что, следуя логике и самого закона о свободе совести, и представлений о "сектах" и "тоталитарных сектах", которые насаждаются экспертами Московской Патриархии, любавичские хасиды, представленные в ФЕОРе, как раз и могут считаться первыми кандидатами на признание "тоталитарной сектой".

Заметим, история любого нового религиозного движения отличалась противоречивым характером, сопровождалась конфликтами с традиционными магистральными течениями. Очень часто новые движения зарождались именно как "секты" - это, в частности, относится и к самому христианству, появившемуся как вполне маргинальное движение внутри иудаизма I в. и имевшему все признаки того, что сейчас принято считать "тоталитарной сектой": абсолютная вера в Учителя, обобществление имущества, готовность пожертвовать жизнью за свою веру, отказ от родственных связей ради религиозной истины и пр. То же можно сказать и о движении францисканцев, и о раннем протестантизме, и о многих течениях в исламе.

Это же касается и хасидизма. Напомним, что хасидизм (от древнееврейского "хасид" - благочестивый) зародился в Подолии и Галиции в XVIII в., в условиях резкого расслоения еврейской общины, когда простонародье нередко чувствовало себя отчужденным от религиозных верхов общества - ученых талмудистов. Формально-обрядовая сторона иудаизма, изощренная талмудическая ученость, которая отчасти приобретала оторванный от жизни характер, не могли удовлетворить религиозные чувства простых евреев. Они нуждались в эмоциональном религиозном переживании и утешении, а не в отвлеченно-схоластических интеллектуальных упражнениях. Основатель хасидизма, Израиль Баал-Шем-Тов (Бешт), сформулировал основные положения нового "учения благочестия" или хасидизма, делая упор на непосредственное мысленное и молитвенное общение с Богом. Но в полном объеме такое общение считалось доступным лишь особо одаренным и праведным людям, которые получили название "цадиков" (праведников). Считалось, что через цадиков простой человек мог общаться с Богом, их молитвами обретать блага свыше. В этом смысле хасидизм в отличие от раввинистического иудаизма имеет сходные черты с явлением русского старчества.

После смерти Бешта хасидизм стал распространяться чрезвычайно быстро, привлекая огромное число верующих. Назревал серьезнейший конфликт нового течения с раввинистическим иудаизмом, который почуял опасного соперника. Кроме того, что идеи хасидизма подрывали интеллектуальную основу раввинизма и раввинистическая верхушка теряла авторитет и власть, ранний хасидизм с его культом цадиков был замешан на суевериях, убежденности в их магической силе. С 80-х гг. XVIII в. раввины, которых возглавлял рабби Илия из Вильно, столицы тогдашнего раввинизма, повели настоящую войну против хасидов. Рукописи хасидов сжигали, их самих выставляли к позорному столбу. Бешта называли "губителем Израиля", а его последователей - шайкой "людей злых и преступных, именующих себя хасидами". В послании Илии, разосланном из Вильно духовным и светским вождям евреев, хасиды проклинались как "противники света и враги народа", именовались "скорпионами", "лицемерами" и "безумцами"; говорилось даже, что среди них часть "запятнала себя кровью невинных бедняков". И никто из тогдашних раввинов не сомневался, что хасидизм - не что иное как "безбожная секта". "Сектантами" хасидов называли и позднейшие светские еврейские историки, и Гаврила Романович Державин (1743-1816), командированный в Белоруссию расследовать "вред", причиняемый евреями. Он писал: "хасиды сии суть их (иудеев. - Ю.Т.) раскольники, сектаторы". Более того, из описаний хасидской практики вполне можно сделать вывод о "тоталитарном" характере этого учения в духе нынешних борцов с сектантством. Налицо все признаки "тоталитарности" тогдашних хасидов: харизматические лидеры-цадики, беспрекословное подчинение им, выманивание у людей денежных и прочих приношений за обещание благ. Одним из принципов основателя хасидизма Бешта было то, что в молитве надо доходить до экзальтации, и сам он, молясь, приходил в крайнее нервное возбуждение, дрожа и качаясь всем телом.

Но обвинения в сектантстве, направленные против хасидов, имели место не только в прошлом. Напомним, что религиозное течение любавичских хасидов (ХАБАД), к которому принадлежит сам Берл Лазар, было основано рабби Шнеуром Залманом в конце XVIII в. После Второй мировой войны ХАБАД возглавил Менахем-Мендл Шнеерсон, при котором движение стало принимать все более мессианский характер. В последние годы жизни Шнеерсона ряд членов ХАБАД уверовали в мессианское достоинство их лидера, и после его кончины в 1994 г. стали ждать его воскрешения и явления в Бруклине. Мало того, в отношении мессиански настроенных последователей Шнеерсона к своему лидеру явно просматриваются черты его обожествления. Все это не только вызвало глубокий кризис и раскол в самом движении, но и породило резко отрицательное отношение ортодоксального раввината, обвинявшего ХАБАД в ереси.

В самом деле напрашивается естественная параллель между мессианизмом ХАБАД и мессианизмом ранних христиан, которые увидели Мессию в Иисусе и уверовали в Его божественную природу. Все эти споры сопровождаются скандалами. Недавно группа американских хасидов, верящих, что Шнеерсон жив и скоро явится, пыталась выкрасть и заменить посвященную ему мемориальную доску со словами "благословенной памяти" на другую доску: "Вечная тебе жизнь, наш Господин, наш Учитель, наш Царь-Мессия, во все века". После завязавшейся драки сторонников и отрицателей мессианского достоинства Шнеерсона девять человек были арестованы полицией. А тут еще пару лет назад на рыбном рынке близ Манхэттена карп заговорил человеческим голосом, предрекая на иврите бедствия и конец света, чему свято поверили тысячи хасидов, отоваривающиеся на этом рынке и посчитавшие, что в карпа вселился то ли Сам Всевышний, то ли душа одного из членов общины - это тоже, пожалуй, свидетельствует об их чрезмерной экзальтации.

Все эти факты могут легко быть интерпретированы как доказательство злостного "сектантства" хасидов - было бы желание, подкрепленное сменой политической конъюнктуры. И хасиды превратились бы в одночасье из "традиционной" религии в "тоталитарную секту". Со всеми вытекающими последствиями┘ Поэтому, даже находясь в относительном фаворе, пожалуй, не следует самоутверждаться, призывая к запретам конкурентов и даже противников - тем более на столь зыбких основаниях, как обвинения в "сектантстве".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1524
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3923
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2181
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2456

Другие новости