0
1344
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

18.11.2011 00:00:00

Логика плюс искусство

Тэги: бертран план, выставка, инсталляция


бертран план, выставка, инсталляция Бертран План: "Сотрудничество культуры и науки сейчас в моде".
Фото предоставлено организаторами

В фонде «Екатерина» в рамках IV Московской биеннале современного искусства проходит выставка молодого французского художника Бертрана Плана. Он проехал 12 российских городов от Владивостока до Москвы, создавая в каждом из них инсталляции в особой технике Bump it! Кажется, все просто: в выставочном пространстве располагается предмет или группа предметов, которая фотографируется, затем окрашивается в белый цвет. Обработанная фотография снова проецируется на композицию, создавая две проекции. На самом же деле, объединяя искусство и науку, План исследует глубокие жизненные вопросы. О них, а также о своих творческих опытах Бертран ПЛАН рассказал Олегу КРАСНОВУ.

– Бертран, ваша биография в качестве художника начинается только с 2006 года. Чем вы занимались до этого?

– У меня было много проектов, которые эволюционировали в то, чем я занимаюсь сейчас. Я работал в моде, создал марку одежды Emmaus, работал с учеными, людьми мира науки.

– Emmaus – это благотворительная организация во Франции. Насколько я понимаю, вы создавали коллекции одежды non marque – одежду без имени, без бренда.

– Это была работа на тему non marque. За каждой маркой одежды скрывается какой-то мир, история, лицо. Мне было интересно, сможет ли существовать марка одежды без этого мира и образа. Я хотел создать что-то наподобие чудовища Франкенштейна, одежду, которая не была одеждой, то есть она нигде не продавалась, и ее нельзя было носить, она выставлялась только в галереях как предмет искусства. Это была не одежда, а виртуальная рекламная кампания одежды. На месте лейбла были пришиты только черные прямоугольные отрезки ткани, без имени. А потом уже к нам присоединилась организация Emmaus, которая захотела делать из этого настоящие вещи, тогда мы начали создавать коллекции. Марка non marque стала реальной, с настоящими дефиле, настоящими вещами. Таким образом, галерея была своего рода лабораторией, одежда существовала только в ней, но не существовала в реальном мире. После того как о ней написала газета Le Monde, non marque стала очень модной, переросла в настоящую марку одежды.

– Мода была вашей специализацией в художественной школе?

– Нет, я никогда не изучал моду, но она меня всегда интересовала, как определенный язык, в котором материал, цвет и т.д. – слова. А я люблю работать на разных языках. В детстве я хотел стать ученым, меня увлекало программирование. Я учился в Гренобле в Школе изобразительных искусств, где давали общее художественное образование, и в Школе прикладного искусства, где я работал над дипломом, посвященным видео, цифровым спецэффектам и 3D. Меня привлекал графический дизайн, который и стал для меня воплощением искусства. Мне нравилась наука, но в ней не было искусства. Я как будто разрывался на две части: меня привлекали логика и рациональное начало, с одной стороны, и творчество, которое придавало мне энергию, – с другой. Только став художником, я понял, что необязательно делать выбор в пользу чего-то одного, можно совмещать эти два мира в искусстве. Сейчас сотрудничество культуры и науки в моде, и мне это очень нравится, несмотря на то что результат такого слияния не всегда бывает интересным. Но таких проектов очень много, и это хорошо.

– Как такой подход воплотился в вашем творчестве?

– Например, я сделал серию объектов под названием Audiovibro – соединял друг с другом предметы, которые обычно существуют отдельно, придавая им этим новую функциональность. Соединял с помощью джека свет (лампу) и звук, звук и вибрации, звук и изображения. Для меня это был научный эксперимент – через вибрации показать, что вещи, которые можно потрогать, и звук – это одно и то же, привести их к общему знаменателю. В этом была и доля иронии: я хотел измерить количественно оргазм, перевести область чувств на язык науки, язык цифр, что в принципе невозможно – придать нематериальному форму материального. С помощью вибратора, присоединенного проводом к аудиоцифровому устройству, я подсчитывал вибрации, к которым чувствительно человеческое (в данном случае женское) тело, чтобы получить статистику оргазма (это был перфоманс, в котором участвовали девушка и вибратор). Мои эксперименты Audiovibro – это одновременно и научное исследование, и критика науки, ирония. Критический подход к науке является фундаментальным в моем творчестве. Так же как и моя одежда Emmaus – это одновременно и продукт поп-культуры, так как она вошла в моду и стала популярной, и критика моды, поп-культуры и потребления.

– Вы продолжаете сейчас эти опыты?

– Да, но многое изменилось. Раньше я критиковал науку, используя цифровые средства и компьютеры, сознательно преувеличивая их значение. Сейчас же использую для этого материальные и более естественные средства, предметы быта, обладающие особой энергетикой. Цель моей работы осталась прежней, но изменилась форма. Мне интересны человеческие категории и конкретные материалы, с которыми связаны чувства людей, материалы, у которых есть история.

– Использование вещей, которые вызывают какую-то рефлексию у людей, – это элемент концептуализма в вашем творчестве?

– Да, это так. Мне интересны эти объекты тем, что их нельзя измерить научными методами, придать им количественное значение, они из области нематериального.

– Многие определяют ваше искусство как деконструктивизм, но мне кажется, что оно ближе к readymade, только в более современном, дигитальном виде. Как вы сами определяете свое творчество?

– Это очень интересно, то, что вы говорите. Digital Readymade – очень интересное определение! Но я не могу давать названия своему стилю, потому что это как раз то, что я критиковал в своей работе над одеждой non marque. Мне не нравится, когда на все, в том числе на искусство, вешают ярлыки.

– Франция традиционно считалась страной политизированного искусства. В вашем творчестве присутствует политика?

– Я бы не стал называть свое искусство политическим, но в нем определенно существует некий социальный посыл. Я претендую на то, чтобы найти решение многих проблем, но не через слово, а через предметы, эксперименты, инсталляции – через искусство. Я ничего не объясняю публике, но заставляю ее чувствовать, произвожу впечатление. Я не даю ответов на жизненно важные вопросы, но я ставлю эти вопросы. Мне вообще кажется, что не надо искать ответы, надо искать вопросы. Такова моя жизненная теория.


– Может ли художник, подобно актеру, стать заложником амплуа? Не боитесь стать заложником техники Bumpit!?

– Да, у меня есть такой страх! Но это часть моей работы, ведь у меня сформировался определенный образ, и тут все время нужно идти на компромисс. Меня часто приглашают принять участие в Digital-фестивалях, но я против таких мероприятий. Это парадоксально: я использую цифровые технологии, но критикую их засилье. На таких фестивалях много digital art, но мне оно не нравится, я не понимаю его и не вижу для себя там места. Но тем не менее я принимаю участие, чтобы показать что-то, резко выбивающееся из контекста.

– А что касается вашего тура по России...

– Я отдавал себе отчет в том, что проект Bumpit! в России будет создаваться в экстремальных условиях, но это для меня тоже вызов. В каком-то смысле Bumpit-тур по России стал кульминацией проекта Bumpit!, его крайностью. Доказательством того, что процесс создания инсталляции намного интереснее самой инсталляции. Галеристы представляют Bumpit-тур как последний Bumpit! в моей биографии, но я не настолько категоричен. Скорее всего он просто изменится, эволюционирует во что-то другое, но я еще сам не знаю во что.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Выборы губернаторов проходят стадию "фестиваль демократии"

Выборы губернаторов проходят стадию "фестиваль демократии"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Представители малых партий и самовыдвиженцы создадут впечатление высокой конкуренции

0
938
Закон не запрещает старушкам лазать по деревьям

Закон не запрещает старушкам лазать по деревьям

Ольга Камарго

70 лет Карлсону, 80 лет Пеппи Длинныйчулок, 105 – переводчице Лилианне Лунгиной

0
1202
Цифровой России понадобились свои "Звездные врата"

Цифровой России понадобились свои "Звездные врата"

Анастасия Башкатова

Ключевым направлением для государства стало строительство ведомственных дата-центров

0
1035
Пять книг недели

Пять книг недели

0
382

Другие новости