0
898
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

02.12.2011 00:00:00

Антироскошь и черная икра

Тэги: беллини, дизайн, музей


беллини, дизайн, музей Марио Беллини: "Самая распространенная ошибка – уделять много внимания декору".
Фото с сайта дизайнера

Пятьдесят лет назад его имя стремительно ворвалось в мир дизайна. Один за другим он получил восемь «Золотых циркулей», «нобелевских премий» в области дизайна. Через два года после окончания института – уже главный дизайнер знаменитой Olivetti, этого «Apple шестидесятых». 25 работ в постоянной коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке. 600 тыс. проданных экземпляров стула Cab от Cassina за 30 лет. И в последние десятилетия – множество архитектурных проектов и построенных зданий по всему миру. Самое важное из которых – реконструированный Беллини внутренний двор в парижском Лувре, словно накрытый стеклянной волной. Он откроется для публики летом 2012 года и наверняка произведет не меньший фурор, чем появление в том же Лувре стеклянной пирамиды архитектора Пея 20 лет назад. Недавно Марио БЕЛЛИНИ приезжал и в Москву, где между многочисленными встречами и выступлениями с ним специально для «НГ» удалось пообщаться Ольге КОСЫРЕВОЙ.

– Синьор Беллини, мы знаем вас как дизайнера знаменитой иконографической мебели для фабрик B&B Italia и Cassina, а также техники для таких знаковых компаний, как Olivetti и Brionvega. Но все это было сделано 30, 40, даже 50 лет назад, а сейчас вы активно занимаетесь архитектурой. Почему вы предпочли архитектурную работу работе дизайнера?

– Это типичная история для людей творческих профессий в Италии. Я, как и многие другие деятели итальянского модернизма, учился на архитектора в Миланском политехническом. Потом стал заниматься предметным дизайном – обычное дело для архитекторов начиная с первых десятилетий ХХ века, вспомним хотя бы Ле Корбюзье, Алвара Аалто, Чарльза Макинтоша или Фрэнка Ллойд Райта. Впрочем, у меня история была немного другая. Я не собирался заниматься дизайном, но волей случая первые два из придуманных мной предметов получили премии Compasso d'Oro («Золотой циркуль»), и вот уже буквально через пару лет после защиты диплома компания Olivetti пригласила меня возглавить их дизайн-офис. Моя карьера взлетела, как ракета. Это получилось само собой, я не прикладывал к этому никаких усилий и отнюдь не собирался переквалифицироваться из архитекторов в дизайнеры. Для меня самого очень странно, что мне пришлось на двадцать с лишним лет отложить начало моей архитектурной карьеры.

– Что вы строите, над чем работаете сейчас?

– Я проектирую и вещи, и здания. Вот, посмотрите, это мои совсем недавние работы: прозрачные диваны для Meritalia и пластиковые подносы, поверхность которых похожа на бликующую поверхность воды, для Kartell. А вот, например, мой проект в Лувре, где я реконструирую один из его внутренних двориков для экспозиции коллекции азиатского искусства. Каркас уже возведен, наружная оболочка построена на 70%, внутренняя – на 30. Еще несколько месяцев – и все будет готово.

– Приходилось ли вам работать в России?

– Я когда-то делал проект небоскреба из трех башен для Москвы, его должны были строить на Воробьевых горах, где университет. Мне тогда сказали, что в России все должно быть нечетным: одна башня, или три, или пять – но никогда две, четыре или шесть. Вроде бы это по каким-то религиозным соображениям, не знаю точно. Ну вот я и сделал тройную башню – одну гостиничную, одну жилую и посередине – офисную. Через арку можно было увидеть далеко внизу Кремль. Это было еще при Ельцине, и все шло хорошо, проект был готов и одобрен, но потом Ельцин заболел, и все остановилось. Так ничего и не было построено.


Один из последних дизайнерских проектов Беллини – прозрачные диваны для Merilalia.

– Так это ваш не первый визит в Москву?

– Далеко не первый! Я несколько раз приезжал в Советский Союз еще в 1960-е, когда работал на Olivetti, поскольку компания разрабатывала также вычислительные и другие офисные машины для России по государственному заказу. Помню, как нас кормили в казенных ресторанах при гостинице, где не было никакого меню, всем приносили стандартный набор блюд, а на отдельных столах огромными пирамидами лежала икра – черная и красная, и можно было есть ее ложками.

Потом я был главным редактором Domus и пару раз приезжал, чтобы наладить русское издание этого журнала – уже в 1980-е. Уже начинались перемены, но не очевидные. Когда мы пришли в тот же самый ресторан, на столах по-прежнему были горы икры, но официанты шептали нам: «Не хотите купить икры с собой?» – и приносили с кухни завернутые в газету банки. А когда мы попросили за них счет, нам принесли что-то невразумительное, написанное от руки на листочке. Потом была перестройка, и никакой икры уже не было, мы ходили в первый получастный ресторан с очень симпатичной обстановкой и вкуснейшей домашней едой. На столах там стояли большие графины с водой, которая на самом деле оказалась водкой. А вино нам подавали стаканами под видом вишневого сока. Несколько раз я бывал в Москве и в новые времена.


Проект непостроенный башни в Москве.

– И как изменилась Москва, на ваш взгляд?

– Я помню пустой ГУМ, без людей и без вещей – сравните теперь! Раньше было три машины на одной улице, а теперь три тысячи! Ну и стало гораздо легче пройти паспортный контроль в аэропорту! Хотя не все было хуже, чем сейчас, – много было и хорошего, и интересного. И если говорить серьезно, то в Москве есть единственное в своем роде место, куда я обязательно хожу каждый раз, когда приезжаю, – это Красная площадь. Лучшая площадь в мире!

– Но люди в России по-прежнему не очень интересуются авангардным дизайном и предпочитают резные и золоченые кресла а-ля XIX век дизайнерским творениям, простым и ясным по форме. Дайте совет, как изменить отношение широкой публики к дизайнерским вещам?

– Вы думаете, что есть дизайнерское кресло и есть просто кресло? Кресло есть кресло, не важно, сделано оно на основании нашей современной дизайнерской культуры или на основе неверных, устаревших представлений, ошибочно составленных мнений и немотивированных желаний. Дизайн не начался в 1920-е, он начался вместе с историей человечества. Уже в Древнем Египте, три тысячи лет назад, существовала прекрасно «сдизайнированная» мебель, очень функциональная, очень практичная. Есть лишь хороший вкус, а есть плохой, есть авангард, а есть ретро. Вот в этом дело.


Проект реконструкции одного из внутренних дворов Лувра.
Фото пресс-служба Марио Беллини

– Что бы вы посоветовали людям, которые обустраивают свой дом? Какие, на ваш взгляд, главные ошибки они делают?

– Общая и самая распространенная ошибка – уделять слишком много внимания декору, украшательству. Когда ты заходишь в дом и видишь тут цветные плиточки, там цветные плиточки – в целом получается попурри, нагромождение деталей. Я бы сказал, что дом должен быть довольно нейтральным, беловатым или сероватым, простого, ясного цвета и раскрашен изнутри вами самими и вашими вещами, одеждой, книгами, предметами искусства и т.д. Чем меньше декора вокруг, тем больше будут выделяться отдельные вещи, картины, объекты. Если вы повесите на стену картину, а слева от нее будут завитушки, справа – завитушки, и вверху – лепнина, ваша картина будет выглядеть ужасно. Будьте проще, я бы посоветовал. Не создавайте искусственных театральных уголков, которые никак не соотносятся с вашим образом жизни. Не заботьтесь о том, что подумают люди, которые придут к вам в гости, – это огромная ошибка, ведь это ваш дом, а не их. И если вы любите валяться в кровати с компьютером или перед телеэкраном, если вы в кровати едите, работаете, болтаете по телефону – так отдайте большую комнату под спальню, а не под гостиную, где раз в сто лет вы принимаете тетушку из провинции. Люди иногда ставят кровать прямо к стене без всякого изголовья, и вешают в спальне одну лампу на потолке – о чем они думают? Потом они начинают садиться в постели с книгой или газетой – и упираются спиной в холодную твердую стену, а лампа при этом светит им прямо в глаз, но читать при ней слишком темно. Хотя, может быть, вам и понравилась бы ее дизайнерская форма. Так что всегда хорошо бы сначала представить себе то, как вы действительно собираетесь жить в вашем доме. И это не банальное представление о функциональности, а интеллектуальный взгляд на особенности поведения и образа жизни человека. Функциональность глупа, если она ограничивает вас: вот высота журнального столика должна быть 60 сантиметров, ни больше, ни меньше. Но вы-то можете быть человеком маленького роста или великаном, и привычки у вас не такие, как у меня. И одна из самых главных функций дизайна – это качество жизни, красота, эмоциональность, эстетика.

– Мне кажется, что то, что вы говорите, – это очень важно для нас, русских, поскольку вот именно такой житейской, бытовой культуры нам сейчас как раз и не хватает.

– Я понимаю, как вам трудно, но нужно держаться и не поддаваться соблазну показной роскоши: безусловно, она притягивает взгляд, но много «богатых», дорогих вещей вместе – это вульгарно, это просто антироскошь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
727
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
832
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
716
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
585

Другие новости