0
3682
Газета Персона Интернет-версия

30.12.1999 00:00:00

Иветта Герасимчук: "У меня душа много чего хочет"


- КАК ВОЗНИКЛА идея участия в конкурсе?

- Это было только мое решение, тем более что выдвигалось такое условие: если ты участвуешь в конкурсе, ты никому об этом не говоришь. Я просто увидела информацию о конкурсе в Гете-институте и очень обрадовалась, потому что это соответствовало каким-то моим устремлениям. И стала писать.

- Для конкурсных работ была довольно жестко задана тема - "Освободить прошлое от будущего? Освободить будущее от прошлого?". Насколько она улеглась в русло ваших рассуждений?

- Тема была достаточно гибкой, и жанр эссе он тоже такой, резиновый, так что можно было выразить свои мысли, если они хоть как-то коррелировали с этой темой. Я очень обрадовалась, потому что много думала, что такое время, соотношение прошлого, будущего и настоящего. У меня трактовка вопроса получилась, наверное, наименее политизированной из всех, потому что я искала ответ для самой себя. Сам по себе вопрос, конечно, носил политический характер, как и все проектные вопросы, и с этой точки зрения мог вызвать споры, кому-то не понравиться. Но из всех вариантов он был лучший - другие вопросы попадались на страницу величиной и еще с комментариями, что имел в виду автор.

Я прочитала одно из эссе, которые поделили третье место, - серба Велимира Казимира и еще одно, Жана-Пьера Фая. Там был очень смешной момент: в своем эссе он написал, что ответы на вопросы нужно ждать из воображаемого города, который он назвал именем пропавшего центра цивилизации - Самарра, рядом с Багдадом. Потом он подошел ко мне и говорит: "Все мне говорят, что я пророк". Я начала докапываться до орфографии, рассуждать, что это может по-разному транскрибироваться, но он даже не захотел слушать: "Лучше уж я буду пророком".

Мне трудно сказать, понравились мне их тексты или нет, они очень отличаются от моего и сильно различаются между собой. И они специально писались для конкурса, со ставкой на членов жюри. Я писала больше для себя. Может быть, я еще не на той стадии, чтобы писать и представлять себе, что будет думать об этом мой читатель. А они профессиональные авторы, публицисты или писатели, как Жан-Пьер Фай, они пишут с расчетом на читателя, будь то члены жюри или просто публика.

- Все, кто читал вашу работу, хором говорят о влиянии Милорада Павича. Насколько это оправдано?

- Я Павича читала, конечно, но не думаю, что его влияние было определяющим. Я сама очень люблю словари, выросла на "Большой советской энциклопедии". Эта форма позволяет, с одной стороны, логично структурировать информацию, а с другой - оставить какие-то ниши, на что-то не ответить и пригласить читателя к размышлению.

А ветер... Очень распространенная метафора. Как-то однажды я видела в букинистической лавке настоящий метеорологический словарь ветров - мне он очень понравился по названию. Я его не купила, потом очень жалела, что больше не нашла, но название запечатлелось. Это та грань, которая позволяет совместить совершенно достоверную информацию и вымышленную. В этой работе мистификация, как мне кажется, вполне удалась, потому что читатели не всегда могут отличить выдумку от достоверных событий - а их там пополам на пополам. Другое дело, как реальные события представлены...

Естественно, влиял Умберто Эко, которого тоже все вычислили. Говорили про Борхеса, не знаю... Я его мало читала. Мне нравится Фейхтвангер, а из русской литературы - только классика прошлого века. Естественно, Достоевский, Тургенев, Куприн...

- В этом году эссеистика награждалась несколькими премиями, в частности, Малым Букером, и каждый раз речь обязательно заходила об определении эссе. Есть ли у вас своя рабочая гипотеза?

- Как человек, любящий словари, первое, что я сделала, полезла в энциклопедии, чтобы выяснить, что такое время и что такое эссе. И поняла, что определений ни времени, ни эссе нет. Какие-то точки зрения, критикующие все остальные. Например, статья в Большой советской энциклопедии построена на том, что критикует все возможные концепции времени, ну и с эссе примерно то же самое, потому что в советское время этот жанр не был особенно распространен.

На мой взгляд, эссе как форма предполагает прежде всего свободное размышление, а как уж это будет структурировано, зависит от автора. Этот жанр еще не сложился, но, может быть, он и не должен сложиться. Члены жюри неоднократно подчеркивали, что пять премированных эссе абсолютно разные. Это лишний раз показывает, как здесь все индивидуально

- После победы последовали какие-то приглашения?

- Много было вариантов.. Член жюри Борис Гройс приглашал меня к себе сразу в докторантуру. Я, правда, думаю, что сперва надо институт закончить, и с Гройсом мы на эту тему поспорили. Он считает, что нужно заниматься исключительно тем, что душа хочет, а я пыталась объяснить, что у меня душа много чего хочет, в том числе доучиться в МГИМО. Мне это интересно, я занимаюсь сейчас вопросами международных отношений, экологическими аспектами. Плюс к тому у меня специализация - Южная Африка, и мне было очень приятно, что английский язык представлял Брайтенбах, крупнейший писатель Южно-Африканской Республики.

- Словарь ветров был написан точно к конкурсу или для себя?

- Он просто был в голове, а чтобы его написать - слава Богу, что объявили конкурс, я смогла его додумать. Это очень тяжело бывает: едешь в метро и что-то придумываешь. А времени, чтобы заняться только собственной головой, не хватает. Вот сейчас предстоит грант в Германии, там я буду заниматься чем захочу. Что-то еще додумаю...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
2068
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
1932
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1501
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1351

Другие новости