0
1291
Газета Персона Интернет-версия

18.06.2009 00:00:00

Никакого милосердия

Тэги: вайнер, писатель


вайнер, писатель Георгий Вайнер. Шутить хочется все меньше.

В минувшую пятницу в США на 72-м году жизни умер советский писатель Георгий Вайнер. Брат и соавтор Аркадия Вайнера (1931–2005). Автор более 150 книг и сценариев более чем к 20 фильмам. «Визит к Минотавру», «Я, следователь», «Гонки по вертикали», «Эра милосердия» (по ней и сняли «Место встречи изменить нельзя»), «Город принял!», «Евангелие от палача», «Петля и камень в зеленой траве», «Райский сад дьявола»...

Георгий Вайнер родился в 1938 году в Москве. По образованию юрист, работал, впрочем, электромехаником, техником, инженером, журналистом. Член КПСС с 1962 года. Член Союза писателей СССР с 1972-го. Лауреат премии Союза писателей СССР и МВД СССР. С 1990 года живет в США.

Печататься братья начали с 1960-х. Было время – один из них жил в Ленинграде, а другой в Москве, писали, разумеется, вместе. О них шутили: наверное, в Бологом встречаются и пишут. Потом один жил в России, а другой в США, но тоже писали вместе. А вот шутить почему-то хотелось меньше, да и писали меньше.

Классикой, разумеется, все считают «Место встречи изменить нельзя». Другим, впрочем, больше нравится «Я, следователь». Советские детективы (точнее, конечно, – милицейские романы) вообще штука довольно странная. Им позволялось то, что невозможно было в более «серьезной» прозе. Раз детектив – значит, есть и преступники. Грязь, ругань, разврат, матерщина, бандитские песни, угар, короче. То, что в перестройку расцвело яркой «чернухой». А в СССР можно было только при изображении морального разложения и нравственного упадка отдельных преступников. Но те, кто так жил в те годы (то есть вся страна), те видели не то, что преступников обязательно покарает самое справедливое в мире правосудие, нет, они видели свою собственную жизнь. Свои грязные стаканы и пустые бутылки, свой грубый и «черный» юмор.

Советский детектив поэтому чем-то схож с советской детской литературой. Чернуха и формализм, всякие там обэриуты и иже с ними – куда таким было податься? В детлит, там не так строго, может проскочить. И проскакивало, и у тех, и у других.

Высоцкий начинал с блатных песен, закончил оперой. Галич начинал с фильмов о хороших чекистах, закончил блатняком и махровой антисоветчиной. Высоцкий так и не спел (во всяком случае, своего и под гитару) в фильме, зато очень много пел про Вайнеров:

Первой встрече я был очень
рад,
Но держался не за панибрата.
Младший брат был небрит
и не брат
– Выражался, как древний
пират,
Да и старший похож
на пирата...

Теперь никого из них не осталось в живых. Остались книги, фильмы, песни. И мы, кто жил или в то время, или чуть позже, да так и не дожили (и вряд ли доживем) до эры милосердия. Какое уж тут милосердие?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Почему стоит стать промышленным туристом

Почему стоит стать промышленным туристом

Татьяна Астафьева

0
1292
Российские регионы дадут отпор американским кленам

Российские регионы дадут отпор американским кленам

Виталий Барсуков

Эксперты призывают не допустить превращения отечественных лесов в зеленые пустыни

0
350
Погружение в мир настоящих историй

Погружение в мир настоящих историй

Вера Цветкова

На фестивале документального кино Original + Doc лучшей признана лента "Рак. На пороге открытия"

0
1408
Губернатору Тульской области Дмитрию Миляеву – 50 лет

Губернатору Тульской области Дмитрию Миляеву – 50 лет

0
858

Другие новости