0
3236
Газета Поэзия Печатная версия

01.03.2018 00:01:00

Там, где нет ни родин, ни границ

О свободе осознания несвободы и превращении страхов в страшилки

Тэги: бог, свобода, библейские персонажи, родина, луна, лирика, эпос, кинопленка, путешествия


8-14-12.jpg
Андрей Грицман. Спецхран. – М.: Воймега, 2018. – 140 c.

В новой книге стихов Андрея Грицмана «Спецхран» привлекает внимание прежде всего особая, носящая психологический характер свобода лирического героя. Это мужчина уже солидного возраста, находящийся в том периоде жизни, когда многое пройдено и сделано, но многое еще хотелось бы и надо сделать – притом что сделанного уже не переделаешь, оно свершилось. Где-то впереди у героя книги встреча с Богом, занимающим его мысли и часто являющимся ему то во сне, то в видениях. Можно сказать, что Он как бы дышит за его плечом. Многие пугаются этого, ожидая расплаты за сделанное и бог знает чего еще, а на героя книги Грицмана это, напротив, действует успокаивающе. Более того, он в этой ситуации чувствует себя невероятно свободным. Да, многое в жизни с ее страстями и страстишками, великими и не очень намерениями и устремлениями в светлое будущее – когда «для всех», когда «для себя любимого» – позади. Ну и что? Сделанного все равно не «разделаешь», а жизнь тем временем продолжается.

По сути, речь идет о замечательном периоде жизни, когда уже не к чему особенно стремиться, но многое еще можно сделать, и это дает ощущение упоительной свободы действий – при условии, что человек не страшится будущего, в котором намечена встреча с Богом. Прошлое, настоящее, будущее – все сливается в единый сюжет, разворачивающийся по мере прокручивания некоей как бы кинопленки, по которой путешествует, осмысливая и интерпретируя происходящее, сознание автора.

Мертвенным луна зияет светом…	Иван Айвазовский. Дарьяльское ущелье в лунную ночь. 1868. 	Национальная галерея Армении
Мертвенным луна зияет светом… Иван Айвазовский. Дарьяльское ущелье в лунную ночь. 1868. Национальная галерея Армении

Для поэзии Грицмана вообще характерно мелькание персонажей, мест, пейзажей, встреч, событий – как из прошлого, так и из настоящего. Думается, здесь можно говорить о своего рода личном лирическом эпосе, поскольку все описываемое прокручиваются в сознании автора и имеет отношение исключительно к нему: «Там, где нет ни родин, ни границ,/ мертвенным луна зияет светом./ И душа с звездою говорит,/ никогда не ведая ответа».

То же можно сказать и о второй части книги, герои которой – библейские персонажи, живущие в сознании автора наравне со всеми прочими. Здесь также перемешано настоящее, прошлое и будущее, места, встречи, события, и нет места ни печали, ни биению себя в грудь в пароксизмах раскаяния – только наблюдение и интерпретация. И из этого вдруг рождается нечто легкое и тонкое – мудрость свободной души. Свободной во всем, даже в осознании того, что она несвободна, что существуют сотни и тысячи привязок и нитей, за которые ее ежеминутно дергают люди и обстоятельства. Но дело ведь не в отсутствии или присутствии их, а в том, как к ним относиться. И когда – с легкой иронией и со спокойным приятием типа «се ля ви», тогда все страхи превращаются в страшилки и отпадают сами собой и путешествие по жизни продолжается – к неким другим ее горизонтам и берегам.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


И на полях Московской области

И на полях Московской области

Александр Балтин

Открытый поэт закрытого мира Денис Новиков

0
2631
Слово «люблю», видимо, закончилось

Слово «люблю», видимо, закончилось

Марианна Власова

О деградации вместо эволюции и друзьях человека

0
3033
Мелочи деревенской жизни

Мелочи деревенской жизни

Алла Перовская

Про частный дом, соседей и веселье посреди ночи

0
6620
О розовом мечтаю теле

О розовом мечтаю теле

Борис Колымагин

Тексты про «это» (и не только) в русской поэзии прошлого века

0
2007

Другие новости