0
2344
Газета Поэзия Печатная версия

05.04.2018 00:01:00

Солнце, как в исполинской линзе

Помутившийся воздух в музее антиномичных поэтик

Тэги: поэзия, премии, бахыт кенжеев, антологии, вера павлова, нева, мандельштам, пауль целан, медитация, юрий кублановский


поэзия, премии, бахыт кенжеев, антологии, вера павлова, нева, мандельштам, пауль целан, медитация, юрий кублановский Иносказание или ясность высказывания? Николай Тархов. Солнце с радугой. 1905. Музей современного искусства «Пти-Пале», Женева

Антология «Современная русская поэзия в зеркале литературных премий 2001–2017» имеет как минимум два явных преимущества перед большинством аналогичных изданий. Во-первых, радует, что все 45 авторов, помещенные в антологию, представлены объемными подборками – 12–14 страниц. Во-вторых, опубликованные стихотворения – произведения последних лет, то есть составители, поэт, переводчик Алена Каримова и критик Елена Погорелая, не стали брать на себя тягостную миссию представлять разные периоды творчества каждого поэта в одной книге, оставив читателю право выбора – знакомиться с автором подробнее или ограничиться имеющимися текстами.

Между тем творчество вообще и поэтическое творчество в особенности очень часто трансформируется: если, например, о кардинальной смене манеры Алексея Цветкова знают многие любители современной поэзии, то специфика изменения письма некоторых не менее популярных авторов требует отдельного и обстоятельного разговора. Так, стихотворения, вошедшие в два последних по времени сборника Михаила Айзенберга «Справки и танцы» и «Скажешь зима», резко отличаются от предыдущих текстов этого автора. С одной стороны, никуда не делся необычный «смещенный» ракурс в стихах Айзенберга, переворачивающий привычные вещи, наделяющий подлинной жизнью природу и быт. С другой – плотность стиха возросла до предела, слова стали жестче, «помутившийся воздух» этих произведений сдвинул чашу весов между иносказанием и прямотой в сторону ясности высказывания. Одним словом, «останутся от этих дней/ карманы, полные камней,/ что бросить духу не хватило».

12-13-12.jpg

Современная русская поэзия в зеркале литературных премий 2001–2017: Антология / Сост. А. Каримова, Е. Погорелая. – М.: ОГИ, 2017. – 592 с.

В книге присутствуют как стихи очень известных авторов – Сергея Гандлевского, Натальи Горбаневской, Максима Амелина, Бахыта Кенжеева, Тимура Кибирова, Олеси Николаевой, Олега Чухонцева, так и творчество тех, чьи имена менее на слуху, – Павла Чечёткина, Ирины Евса, Евгения Чигрина. При этом в подборках популярных авторов есть стихи, выбивающиеся из общего ряда и не позволяющие им быть монотонными: скажем, благостный тон текущего периода творчества Кенжеева «взрывает» суровое, сумрачное стихотворение, где привычная ирония поэта звучит зловеще: «Обнаженное время сквозь пальцы текло,/ и в квартире прокуренной было тепло,/ обязательной смерти назло». Верны христианскому подтексту Олеся Николаева и отчасти Юрий Кублановский, Светлана Кекова. Новое сколь свободное, столь и критичное творческое дыхание присутствует в стихах Олега Чухонцева, в этом году отметившего 80-летний юбилей и недавно завершившего новую книгу. Небольшой объем текстов Веры Павловой и Виктора Куллэ позволяет высказать самое сокровенное без разглагольствований и «воды». Хотя манера минимализма характерна больше для Павловой, но и у Куллэ наибольшее напряжение достигается именно в коротких текстах:

Солнце, как в исполинской

линзе,

преломляется в Невской 

дельте.

Я любил тебя больше жизни.

Но, наверное, меньше смерти.

Уповал, как на Бога. Бог же

занят и не может 

не мешкать.

Но любовь все же смерти

больше.

Хоть, случается, жизни

меньше.

Совсем иначе звучат стихотворения Анны Глазовой, Марианны Гейде, Анастасии Афанасьевой. Впитав и переработав в себе множество манер, их стихи вышли в особое измерение. Наиболее интересно читать Анну Глазову, под влиянием творчества позднего Мандельштама и Пауля Целана выстраивающую причудливые словесные конструкции, рожденные словно в процессе медитации: «Сколько воздуха в легких,/ выдыхаю песочный пузырь,/ и часы мне считают минуты».

Подробно рассмотреть произведения даже половины авторов из этой антологии в рамках газетной статьи не представляется возможным – слишком разные и даже противоположные у них творческие установки. В этом видится ощутимый плюс антологии: не настаивая на какой-то магистральной поэтической линии и не потакая определенному направлению, составители формируют объективную картину, знакомят читателя с разными, подчас сложными, не поддающимися чтению «с наскока» авторами, а значит, издательство и читателей можно поздравить с интересной, необычной книгой – еще одним кирпичиком в общую поэтическую кладку.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Виктор Леонидов

Фигура Константина Батюшкова оказалась в тени. И не только для специалистов, но и для миллионов читателей

0
513
Дело Булгарина живо

Дело Булгарина живо

Елена Бучумова

Библиофилы решили, что и сегодня есть враги Пушкина – в букинистических магазинах

0
458
Кедров нарасхват

Кедров нарасхват

Всю неделю – День поэзии

0
266
Власти Киргизии нанесли удар по мафии

Власти Киргизии нанесли удар по мафии

Виктория Панфилова

Впервые в республике арестован преступный клан

0
2508

Другие новости