0
4701
Газета Поэзия Печатная версия

27.12.2023 22:29:00

Кирпичная труба, как лесенка на небо

Фундаментальный сборник поэтической группы «Полуостров»

Тэги: москва, крым, литературные группы, литинститут, россия, мандельштам, девяностые


13-1-2-t.jpg
«Полуостровитяне» Игорь Сид,
Андрей Поляков, Мария Максимова,
Николай Звягинцев (на первом плане).
Фото из архива Игоря Сида
В Москве 90-х годов было не так уж много поэтических групп, которые были связаны не только дружеским литературным общением, но и внутритекстовыми перекличками, вешками, по которым можно определить взаимную спаянность. Да, был Орден куртуазных маньеристов, была выдержанная в жанре сурового постакмеизма группа «Алконостъ». Но литературная группа «Полуостров», возникшая в 1992 году и состоявшая изначально из пяти человек, а потом из четырех, потому что Михаил Лаптев (1960 – 1994), бывший, по сути, инициатором создания и ядром группы, рано ушел из жизни, стала явлением в своем роде уникальным.

Во-первых, она, неся в себе кросс-культурные черты, объединила прекрасный и многострадальный Крым с Москвой (двое из участников тогда, в 90-е, жили в Крыму), во-вторых, она (будучи, кстати, тихой и герметичной) объединила пять очень разных поэтик, объединенных внутренним силовым каркасом. Вот Николай Звягинцев: «Спешил со всех охот к заправке зажигалок,/ Любовно ворошил лисичьи адреса,/ Где мыслился поход и дробь не достигала,/ Где маковых вершин чурается оса./ А город пробегал, и в нем чинили мебель./ Из малого окна над лиственной водой/ Кирпичная труба, как лесенка на небо,/ К песочнице тропа, что Гданьский коридор». Да, хочется сказать, что сквозит Мандельштам, но все же это свой индивидуальный почерк, где мысль разбегается и снова собирается во власти пушистого шума. Более брутален и желчно вывернут Михаил Лаптев: «В этой мышьей подворотне,/ в этой мошьей полутьме/ не досчитывай до сотни,/ а то тронешься в уме./ Я хватаюсь за иное:/ я держусь за эту речь./ И Пространство-то свиное,/ и себя не уберечь…». Однако эти метафоры, полные животно-урбанистических ассоциаций, созвучны «лисичьим адресам». Мария Максимова более эмоциональна и графически тонка: «Когда вокруг тебя разложат вату/ участья и горячего стыда,/ во времени раскачиваться станут/ железный пух и певчая руда,/ из одного доверия в другое/ передвигая облики изгоя./ И пористою тучей прикрывая/ находку ветхую, колючий отклик рая,/  там дождь обрушится грохочущей дугой/ в кромешный сон, на голос дорогой». По чувственному накалу здесь слышна Ахмадулина, но по обнаженному смыслу, в котором «вата горячего стыда» сближена с «мошьей полутьмой»,  это Ахм… Но нет, это Мария Максимова.


13-1-1-t.jpg
Полуостров:
Сборник крымско-московской
поэтической группы/
Николай Звягинцев, Михаил Лаптев,
Мария Максимова, Андрей Поляков,
Игорь Сид.
– М.: Русский Гулливер;
Центр современной литературы, 2023.
– 388 с. (Поэтическая серия).
А вот ответ на «свиное Пространство» (которое, наверное, еще и «с виною») Андрея Полякова: «Воскресли все свиньи в России/ Воскресли и, сбившись во тьму/ красивое небо просили/ чтоб небо пустило к Нему/ Ни света, ни страха, ни смысла/ не дал им прозрения хмель…/ Лишь серое небо повисло/ над свиньями, словно шинель». А у Игоря Сида нависло не небо, но меч: «Что-то дамоклово в воздухе слева,/ текел на стенах и смута в душе./ Верьте, товарищи: черное дело/ будет вестись и ведется уже.  Что там летит исполинскою грушей?/ Чья это хижина с камнем в двери?/ Внутрь опускается все, что снаружи./Это глубинней того, что внутри». 

Вообще такое ощущение, что все эти стихи пророческие, ведь написано все это в 90-е… Нынешнее издание – фундаментальное, ибо включило пространные подборки, интервью Татьяны Хофманн с Игорем Сидом, а также вступительные статьи критиков Владислава Кулакова, Валерия Шубинского, Кирилла Анкудинова, поэта, православного священника Сергея Круглова, литературоведа Дмитрия Бавильского, поэта, литературоведа Данилы Давыдова и поэта Василия Бородина (1982  – 2021).







Читайте также


У института далай-лам нет преемника

У института далай-лам нет преемника

Андрей Мельников

К тибетскому вопросу добавился тайваньский фактор

0
587
«Всякие государственные подпорки только ослабляют Дух Церкви»

«Всякие государственные подпорки только ослабляют Дух Церкви»

Михаил Стрелец

Солженицын об общественной роли РПЦ: идеалы и критические оценки

0
947
Фото недели. Москва разогрелась до температурного рекорда

Фото недели. Москва разогрелась до температурного рекорда

0
741
Константин Ремчуков. 20 лет назад Генассамблея ООН совершила ошибку, которую нужно срочно исправлять

Константин Ремчуков. 20 лет назад Генассамблея ООН совершила ошибку, которую нужно срочно исправлять

Константин Ремчуков

Принцип ответственности защищать (Responsibility to Protect – R2P) разрушает международно-правовую определенность и актуальное мироустройство

0
3522

Другие новости