![]() |
Меня преследует сирень. Валентин Серов. Открытое окно. Сирень. 1886. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск |
Мать повелела снять часы
настенные:
добро бы шли, а то давай
маршировать.
– А зеркала?..
В них сполохи военные!
Страшенные... –
пророчествует мать.
Часы снимаю, зеркала
снимаю –
я больше ничего не понимаю.
Мне чем-то надо успокоить
мать –
часы снимать и зеркала
снимать.
Связь матери и сына – она сакральная. Разрыв этой связи трактуется еще в одном стихотворении Беликова:
То ли Бог, то ли вставший
у горла комок.
Отчего же рассыпано вроде
приманки:
– Ты давай привыкай,
научайся, милок,
разговаривать с мамкой
в отсутствие мамки.
Ужас в том, что оставшийся сынок может и не привыкнуть к форме пустоты, занимающей теперь место мамки. И стихотворение, переливаясь чувствами и нюансами, упирается в финал:
А милок
ученический держит мелок
и выводит по небу смиренно
и строго:
– Научаюсь... Неужто
приблизился срок
разговаривать с Богом
в отсутствие Бога?
Ужас отсутствия матери переводится в регистры онтологического ужаса. Обезбоженный мир оставляет только хищнические, эгоистические краски.
Порой Беликов использует длинную строку. Словно боится хоть что-то упустить. Ведь каждая деталь достойна внимания:
После смерти моей вы меня
на Алтае отыщете…
Я в оранжевой юбке мелькну,
как шотландец, на склоне,
и вослед мне залают
вздремнувшие
тысячелистники,
и метнутся за мной,
и у Шамбалы самой догонят,
и обступят звучащими
спазмами дикого запаха,
и узнают меня, и спадет
постепенно завеса.
«Это Арев из Бийска».
И – взвизгнет внезапная пауза.
И сиреневый Рерих возникнет
из красного леса.
Здесь мистика струится многообразием цвета. И неясно, здесь речь о данности или уже о «потусторонности»? Одно входит в другое, обогащая поэтическую мистерию.
Необычны у Беликова бывают даже названия стихотворений. «Бегство из сирени в сирень», к примеру. И сами стихи:
От дискобара до сарая,
где тянет свеситься скорей,
сирень лохматая, сырая
меня преследует, сирень.
Сирень действительно преследует. Хочет сплошным цветением смысла и красоты. Любви.
Густая плоть стиха у Юрия Беликова рождается иногда абсурдными, необычайными словосочетаниями:
Я ревную тебя к заоконному
(конному, пешему
и корабельному) лесу.
Пешеходы его запыхались,
кони вздыбились, а корабли дали течь:
из пространства ударило
время, из времени – руки
до плеч,
дальше не воплощались –
гудели, не в силах облечь
в массу лета себя. Но тебя
стали втягивать в Лету.
Тут уже что-то от Платонова сквозит.
А колокольная мощь остается всегда. Беликов словно запускает в движение незримый воздушный колокол. Чтобы он, раскачиваясь и звуча, вызвал наконец мистический волшебный Китеж. И чтобы расцвел рай на земле. В том числе словесный.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать