0
1002
Газета Политика Интернет-версия

06.12.2006 00:00:00

Из списка вычеркнуть!

Петр Топычканов

Об авторе: Петр Владимирович Топычканов - историк.

Тэги: вьетнам, религия, сша


США исключили Вьетнам из черного списка стран, ограничивающих свободу вероисповедания. Об этом на брифинге в Вашингтоне 13 ноября заявил посол Соединенных Штатов по особым поручениям Джон Ханфорд.

Официальное название черного списка – «Перечень стран, имеющих особое значение в связи с жестокими ограничениями свободы вероисповедания». Он публикуется Государственным департаментом США каждую осень как приложение к «Ежегодному докладу о свободе вероисповедания в мире». Страна может попасть в черный список в том случае, если на ее территории религиозная группа или ее члены преследуются государством или другой религиозной группой, если в стране запрещается или ограничивается религиозная деятельность. Особое внимание уделяется фактам принудительного обращения граждан США в «местную» религию.

В этом году черный список претерпел ряд изменений: из него исчез Вьетнам, зато к странам-нарушителям добавилась бывшая советская республика Узбекистан. Примечательной особенностью списка (помимо нахождения в нем ряда стран из так называемой «оси зла») является отсутствие в нем стран, большинство населения которых – христиане. Среди нарушителей либо преимущественно мусульманские страны (Иран, Саудовская Аравия, Судан и Эритрея), либо страны буддийско-конфуцианского культурного доминирования (Китай, Мьянма и Северная Корея). Положение христианских общин в этих странах – вот та лакмусовая бумажка, по которой зачастую Госдеп США и дает оценку ситуации с соблюдением свободы вероисповедания.

Вьетнам был включен в черный список в 2004 г. Тогда, по словам Джона Ханфорда, «многие верующие находились в тяжелом положении, которое характеризовалось в некоторых районах кампаниями по принуждению людей к отречению от своей веры, арестами десятков верующих, притеснениями и плохим обращением с некоторыми верующими». Однако в 2004–2005 гг. во Вьетнаме были приняты правовые акты, в которых, как отметил посол, значительно пересмотрена политика государства в религиозной сфере. Речь идет об «Указе о верованиях и религиях», в действительности принятом в 2004 г. до включения страны в черный список, о «Руководстве для протестантских религиозных организаций» (2005 г.) и т.п.

Позитивной особенностью данных документов является запрет на принуждение вьетнамцев к отречению от своей веры. Кроме того, как отметил Ханфорд, в последнее время были амнистированы ряд буддийских, католических и протестантских религиозных деятелей, находившихся в заключении многие годы. Религиозные общины смогли увеличить количество священнослужителей: так, в 2005 г. в Ханое были посвящены в духовный сан 57 католических священников. Ряд протестантских церквей, закрытых в начале 2001 г., были вновь открыты и зарегистрированы. Вообще, за последнее время во Вьетнаме увеличилось количество зарегистрированных религиозных организаций (правда, в северных и северо-западных районах процесс регистрации продвигается медленно).

Официальный представитель МИД Вьетнама Ле Зунг назвал исключение страны из перечня «нарушителей свободы совести» правильным решением, «точно отражающим реалии Вьетнама в соответствии с принципами и позитивными изменениями вьетнамо-американских отношений». Здесь важна увязка решения Госдепа именно с прогрессом двусторонних отношений, а не с изменением религиозной политики во Вьетнаме. На протяжении двух лет (с 2004 г.) черный список был для Вьетнама проблемой не внутри-, а внешнеполитической, и все усилия руководства страны были направлены не на реформу своей религиозной политики, а на убеждение США в том, что такая реформа осуществляется.

Если обратиться к недавней истории Вьетнама, становится очевидно, что в сравнении с изменениями, осуществленными в религиозной политике страны до 2004 г., «прогресс в соблюдении религиозной свободы» за последние два года (о котором говорил на брифинге Ханфорд) не выглядит столь значительным. Специалисты отмечают, что в начале 90-х гг. Вьетнам пошел на либерализацию религиозной политики под воздействием событий, произошедших в СССР. В 1992 г. была принята Конституция, закрепившая за гражданами свободу совести и вероисповедания, равенство всех религиозных общин перед законом. В 1998 г. ЦК Коммунистической партии Вьетнама принял «Директиву о работе с верующими в новых условиях», в 1999 г. вьетнамское правительство издало «Постановление о религиозной деятельности». В 2004 г. Национальное собрание приняло «Указ о верованиях и религиях». Эти акты заложили правовую основу для выстраивания новых отношений между государством и религиозными организациями, которые ощутили ослабление государственного контроля уже в начале 90-х гг.

Однако, как в 90-е гг. XX в., так и в начале XXI в., Вьетнам неохотно пересматривает политику в отношении религиозных групп, выступающих с критикой политического режима. К таким группам относятся Объединенная буддийская Церковь Вьетнама, буддийское течение Хоахоа и протестантские меньшинства центрального Вьетнама, обобщенно называемые монтаньярами. Государство постоянно пытается взять эти группы под контроль, используя при этом официальные структуры – Центральную буддийскую Церковь Вьетнама, Административный комитет Хоахоа и Евангелическую Церковь Вьетнама. Перед глазами у вьетнамских властей пример мусульманской Индонезии с отколовшимся католическим Восточным Тимором, и оно прекрасно осознает, что в полиэтническом обществе рост религиозности, о котором сообщают многие источники, может создать угрозу национальному единству.

Вопрос о причинах включения и исключения Вьетнама из черного списка стран, где нарушаются права верующих, нужно рассматривать в контексте внешней политики США. Причем немаловажное значение здесь приобретают экономические интересы Соединенных Штатов. Большинство стран черного списка ограничивают деятельность не только религиозных, но и экономических организаций. И совершенно не случайно выход Вьетнама из «клуба» попирателей религиозных свобод совпал с его вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО) и с рассмотрением в американском Конгрессе законопроекта о предоставлении Вьетнаму постоянного статуса торгового партнера США (без этого законопроекта США не смогут эффективно использовать вступление Вьетнама в ВТО). Это не означает, что черный список – полностью идеологический документ, просто реальные проблемы во взаимоотношениях того или иного государства и религиозных общин рассматриваются в нем сквозь призму интересов США.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
425
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
1803
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2178
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1792

Другие новости