0
1674
Газета Политика Интернет-версия

23.12.1999 00:00:00

"НГ" защищает честь страны в одиночку


ЭТО судебное разбирательство тянулось почти два года. Напомним суть дела. 22 ноября 1997 г. в "НГ" была опубликована статья, авторами которой были штатный сотрудник редакции Андрей Ваганов и тогдашний пресс-секретарь министра по атомной энергии РФ, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии СССР Георгий Кауров. Статья называлась "Скандал с "ядерными чемоданчиками", инициированный Лебедем и раздуваемый Яблоковым, - это блеф. Для достижения личных целей некоторые известные в прошлом персонажи готовы пожертвовать репутацией родного государства". Выводы данной газетной публикации основывались на тексте выступления г-на Яблокова в октябре 1997 г. на слушаниях в комитете по национальной безопасности палаты представителей Конгресса США по проблеме безопасности российского ядерного потенциала.

Кто говорит неправду?

Яблоков обратился в Басманный межмуниципальный суд Москвы с исковым заявлением "о защите чести, достоинства и деловой репутации и о возмещении морального ущерба" к авторам статьи и к редакции "Независимой газеты". В исковом заявлении Яблоков привел шесть пунктов с примерами того, как, по его мнению, в статье были задеты честь, достоинство и деловая репутация истца. Вот эти шесть пунктов (печатаются с сокращениями).

"1)....утверждается, что "На заре демократических преобразований к руководству так называемым экологическим движением пришла группа амбициозно настроенных ученых, не сумевших достичь сколь-либо значимых результатов в ранее выбранных областях науки и техники"(абзац 3-й статьи).

Из приведенной части статьи ясно, что ученый, не сумевший "достичь сколь либо значимых результатов", - это я, Алексей Яблоков.

Все вышеназванные высказывания не соответствуют действительности и ложны <...>.

2). В статье утверждается также, что я "...обладал широчайшими возможностями ознакомления с конфиденциальной и секретной информацией о нашей стране и ее оборонных возможностях". И далее: "он (т.е. я, Алексей Яблоков. - А.Я.) знакомит с ней своих единомышленников и в России, и за рубежом" (абзац 9-й статьи) <...>.

3). В статье утверждается также, что я перед конгрессменами США "воспользовался возможностью для публичной клеветы на свою страну" (абзац 13-й статьи). Тем самым авторы статьи обвиняют меня в нарушении морально-этических норм, представляя меня как беспринципного человека, готового распространять клеветнические измышления на Россию <...>.

4). Авторы статьи, стремясь еще более опорочить мою деятельность, заявляют, что я и экологи под моим лидерством имеют в качестве "внутренних побудительных моментов" "реализацию целей вряд ли имеющих что-то общее с истинной заботой о глобальной безопасности" и действуют "для обеспечения безнаказанности разрушительной деятельности, а часто просто для прикрытия ведения разведки в интересах иностранных государств..." (абзацы 2-й, 3-й, 7-й статьи) <...>.

5). Авторы статьи утверждают, что "...он (выше говорится "эколог", т.е. я, Алексей Яблоков. - А.Я.), не приводя фактов, обвиняет в обмане вполне компетентных специалистов, утверждающих, что все наше ядерное оружие находится на строгом учете" (абзац 12-й статьи) <...>.

6). Кроме того, вся статья фактически посвящена мне и полностью выдержана в оскорбительном, унижающем человеческое достоинство тоне. Авторы применяют в тексте, прямо относящемся ко мне, издевательские и уничижительные формулировки: "науськивал", "удавшийся фокус г-на Яблокова", "Эколога понесло" (абзацы 4-й и 8-й статьи) <...>".

Решением Басманного межмуниципального суда Москвы от 7 июля 1998 г. этот иск Яблокова А.В. к редакции "Независимой газеты" и к ее авторам был частично удовлетворен.

Суд признал "несоответствующими действительности, порочащими честь и достоинство и деловую репутацию Яблокова Алексея Владимировича сведения, опубликованные "Независимой газетой" # 221 от 22 ноября 1997 года в статье А. Ваганова и Г. Каурова "Скандал с "ядерными чемоданчиками", инициированный Лебедем и раздуваемый Яблоковым, - это блеф" в части:

"... обладал широчайшими возможностями ознакомления с конфиденциальной и секретной информацией о нашей стране и ее оборонных возможностях..."

"он знакомит с ней своих единомышленников и в России, и за рубежом"

"в Конгрессе США... воспользовался возможностью для публичной клеветы на свою страну...".

Таким образом, из шести пунктов искового заявления Яблокова удовлетворено было два пункта (п. 2 и п.3).

С данным решением суда редакция "НГ" и авторы статьи не согласились. Поэтому редакция "НГ" и авторы были вынуждены обратиться с кассационной жалобой в Судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда.

Однако и Московский городской суд оставил решение нижестоящей судебной инстанции без изменений, снизив, правда, размеры материальной компенсации "за причиненный моральный вред" в пользу Яблокова до 500 рублей к каждому из авторов статьи и до 25 тыс. рублей к редакции "НГ" (в первоначальном исковом заявлении Яблоков настаивал на сумме 250 тыс. рублей, потом подняв ее до 500 тыс.).

Вроде бы все точки над i расставлены. Однако, на наш взгляд, принятое судом решение, вольно или невольно порождает ряд вопросов. И не просто вопросов, а сенсационных по своей сути вопросов.

Если "НГ" не права, то значит прав Яблоков

В конце концов статья в "НГ", ставшая предметом иска Яблокова, - это только статья в общественно-политической газете. Не более того. И вот по решению суда мы опровергаем напечатанные в нашей газете сведения в той части, в какой это признал необходимым суд.

Но между тем Яблоков в своем выступлении в Конгрессе США 2 октября 1997 года открыто заявил перед американскими конгрессменами (цитируется по стенограмме, оригинал которой и нотариально заверенный русский перевод были приобщены к материалам дела): "Я опубликовал книгу под заголовком "Ядерный миф". Она выдержала два русских издания. Во время сбора материалов для этой книги я сотни и сотни раз встречался со специалистами-ядерщиками во время моей официальной службы в качестве советника российского Президента и председателя комиссии по экологической безопасности в Совете Безопасности. Я посетил многие ядерные объекты России, включая Красноярск-26, Томск-7 - фотографируя на них, - Челябинск-65, даже Пензу-19, никогда не упоминавшуюся, но это очень интересное место, а также многие АЭС и многие научные институты <...>.

Я представил эти материалы средствам массовой информации. Я открыто говорил о существовании такого странного, малогабаритного ядерного оружия, которое никогда не упоминалось в российском или советском арсенале".

Уже на основании одного только этого факта мы считаем себя в праве искать возможности для отмены решения Басманного межмуниципального районного суда г. Москвы через вышестоящие судебные инстанции.

Теперь по пункту 3 искового заявления Яблокова - "в Конгрессе США... воспользовался возможностью для публичной клеветы на свою страну..." Это касается уже не столько "чести и достоинства" Яблокова и тем более редакции "НГ" и ее авторов, это касается чести и достоинства нашего государства - Российской Федерации. Вот еще одна цитата из выступления Яблокова в Конгрессе США.

"Как я понимаю ситуацию, в начале 70-х годов в СССР было сделано некоторое количество - никто не знает его точно - некоторое количество малогабаритных, чемоданного размера, ядерных боеприпасов. Для чего? Для терроризма. Определенно: только для терроризма <... >.

Но этот вопрос о малых ядерных боеприпасах ставит, возможно, более широкий вопрос, связанный с ядерной угрозой, исходящей от России.

Никто не может доверять нашему ядерному министерству. Никто не может доверять - вы должны понять это".

Попросту говоря, СССР, а следовательно, и Россия как правопреемница Советского Союза обвинены в подготовке террористических акций по всему миру с применением ядерных "малогабаритных" боеприпасов. И Московский районный, и Московский городской суды не находят в этом даже признаков клеветы Яблокова на свою страну. А следовательно, фактически согласились с этим обвинением в адрес России.

Но не менее удивительно для нас и другое - поведение российских министерств и ведомств, так или иначе задетых в выступлении Яблокова в Конгрессе США. На судебное разбирательство, длившееся три дня в Басманном межмуниципальном суде, и на судебное заседание в Московском городском суде не явился ни один из официальных представителей Минобороны РФ, Минатома России, Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, в конце концов - из Правительства РФ.

А суды двух инстанций, повторяем, заставив нас опровергнуть выводы, сделанные в отношении Яблокова, фактически признали, что СССР (а возможно, и Россия) производила "малогабаритные, чемоданного размера, ядерные боеприпасы. Для чего? Для терроризма. Определенно: только для терроризма".

Теперь в полном соответствии с решением суда это дает нам основание потребовать ответа от официальных российских лиц: где эти "ядерные чемоданчики"? сколько их? кто и как их контролирует?

Если ответов на эти вопросы не будет получено, если и на следующие этапы судебного разбирательства в качестве свидетелей никто из официальных лиц упомянутых ведомств не придет, мы будем вынуждены еще раз подтвердить правоту г-на Яблокова: "ядерные чемоданчики", созданные в СССР (и, может быть, до сих пор находящиеся в российском ядерном арсенале) для международного терроризма, действительно существуют. По крайней мере пока не отменено выступившее в законную силу решение московских судебных инстанций, по-другому считать невозможно.

*══*══*

Мы будем оспаривать это решение в более высоких судебных инстанциях и будем требовать вызова в суд высших должностных лиц России и руководителей ее спецслужб. В конце концов Яблоков был советником Президента России. Почему президент равнодушен к обвинениям своего бывшего советника против страны? Потому что считает, что Яблоков прав?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Афоня» наоборот

«Афоня» наоборот

Арсений Анненков

Исполнилось 55 лет роману Марио Пьюзо «Крестный отец»

0
309
Никто не терпит писателей

Никто не терпит писателей

Максим Валюх

Стихи про особую осторожность и уточек, которые интереснее выставок

0
214
Блуждающие в катакомбах

Блуждающие в катакомбах

Андрей Мирошкин

Что ищут под землей ученые и путешественники

0
112
Дом табачного магната

Дом табачного магната

Андрей Мирошкин

Михаил Булгаков и другие жители Большой Садовой, 10

0
143

Другие новости