0
885
Газета Политика Интернет-версия

25.12.1999 00:00:00

Наступил новый политический век

Александр Иванченко

Об авторе: Александр Владимирович Иванченко - директор Независимого института выборов.

Тэги: Дума, выборы


ЗА ШЕСТЬ лет, прошедших после принятия новой Конституции, которая, как известно, провозгласила принципы политического плюрализма и многообразия, не было предпринято конкретных действий, которые закрепили бы в отраслевом законодательстве эти принципы. Вспомним выборы 93-го года - тогда пятипроцентный барьер преодолели 8 партий, в 95-м году - всего 4 партии. Уже тогда появилась тенденция к монополизации законодательной власти. Одной из причин стало то, что Дума со своим левым большинством сознательно не делала никаких шагов для создания гарантий многопартийности. Сейчас говорить о том, что тенденция к монополизации власти полностью утратила свое значение, нельзя, но тем не менее я оцениваю итоги нынешней избирательной кампании как весьма позитивные. Несмотря на отсутствие законодательного обеспечения условий развития многопартийности, тенденция к откату от монополии одной партии возобладала, об этом свидетельствует прежде всего возвращение в Думу правых. Но эта победа принадлежит не депутатам, которые благополучно прошли в Думу, а избирателям. Точно так же, как в 93-м году люди проголосовали за принятие Конституции, за создание Государственной Думы, Совета Федерации, так и в 99-м избиратели, опираясь на свое чувство гражданственности, выступили за развитие России по пути реальной демократии и многопартийности. Для меня это - главный позитивный вывод, который можно сделать по итогам этой кампании.

К сожалению, мы за последние шесть лет не достигли результатов на ниве создания политической системы. Единственная структура, которая успешно занимает позиции в Госдуме, - это КПРФ. Ей не нужно ни законодательства о партиях, ни совершенного избирательного законодательства. Остальные же партии-"долгожители" - и "ЯБЛОКО", и ЛДПР - демонстрируют тенденцию к снижению поддержки избирателей. Я не пытаюсь анализировать итоги выборов 99-го года через успех или поражение левых, правых или центристов, я даю оценку того, что за 6 лет работы по созданию многопартийной системы результаты невелики. Все эти годы партии были вне поля зрения государства, и, оказывается, их можно вообще не создавать - достаточно провести избирательную кампанию, как "Отечество - Вся Россия" или "Единство", и добиться неплохих результатов. Это свидетельствует о том, что избирательное законодательство нуждается в серьезной корректировке. Участие в избирательной кампании так называемых губернаторских блоков - это ответ региональной элиты на действующую избирательную систему, в которой 225 мест отдано на откуп столичным партиям. Сейчас региональные лидеры пытаются таким образом взять реванш. Очень важный вывод нынешней избирательной кампании состоит в том, что Госдума должна оценить положение дел в политической системе общества и выработать политику в этом направлении. Я убежден, что государство должно способствовать созданию условий для политического структурирования партий в регионах. Это требование вытекает из положений Конституции - необходимо создавать гражданам РФ возможности для работы в партийных структурах. Но пока государственной поддержки в этом вопросе нет. На мой взгляд, конфликт властей обусловлен во многом несовершенством действующей избирательной системы, когда большинство в парламенте у левых, а исполнительная власть имеет другой крен. Законодательная власть должна сделать для себя вывод - необходимо создать правовую основу для деятельности политических партий, и результат выборов 99-го года может стать той точкой опоры, на которой будет основано решение всех вопросов в области политического структурирования общества и дальнейшего продвижения по пути рыночных реформ.

Может быть и негативная тенденция, если нынешний состав ГД повторит те же ошибки, которые допустили ДВР, "ЯБЛОКО", РОС, НДР, все те, кто раньше участвовал в выборах. Они считали, что достаточно прийти в Думу и думать только о продлении собственного пребывания во власти. Кстати, опасность возврата к монополии по ходу этих выборов была вполне ощутима. Если бы сейчас большинство в Думе получили левые, вполне реальна была бы угроза монополии. К счастью, этого не произошло, и из этого нужно сделать правильные выводы. Избирательная кампания сейчас происходила не под лозунгом лучших программ, шла война компроматов. Этот прием используется всегда и везде, во всем мире, поэтому я бы эту ситуацию особо не драматизировал. Когда нечем козырять в отношении своих программ, тогда начинают поливать друг друга тем, что есть под рукой. Но когда до войны компроматов опускаются даже парламентские партии, тогда это кризис партийного строительства. А что касается желания самих депутатов, то помимо их личных стремлений существует и объективная необходимость, которую они не могут не чувствовать. Мне кажется, что результаты этих выборов окажут очень мощное психологическое воздействие на самих депутатов - ведь уже произошло обновление двух третей депутатского корпуса. А значит, кредит доверия исчерпан. Из "старичков" пришли только те, кто уже стал профессионалом. Из "новичков" же многие очень быстро освоят это ремесло. "Новички" пришли из регионов, они чувствуют происходящие там тенденции. Я считаю, что мы сделали серьезный шаг в сфере профессионализации парламента, и депутаты уже не смогут в своих решениях исходить только из собственных интересов.

Каждый из губернаторских блоков будет переживать определенную трансформацию - ясно, что это временный союз. Но наряду с негативными тенденциями распада этих блоков и прекращения их существования могут быть и позитивные моменты - если на базе одного из блоков, в частности блока "Единство", будет создана сильная партия или движение. Сейчас для этого есть все объективные предпосылки. Однако невозможно стабильное функционирование российских партий без лидера, в которого верят и члены возглавляемых им структур, и более широкие слои населения. Кроме того, я считаю, что важно не повторять прошлые ошибки. На предыдущих выборах та часть депутатов, которая была избрана по одномандатным округам, оказалась "подмята" под партийные фракции. Я думаю, что по результатам этих выборов есть возможность сформировать в Думе самостоятельную и независимую группу депутатов-одномандатников, которые не разбрелись бы по квартирам КПРФ, "Единства", СПС, а сохранили себя как структурную часть Государственной Думы. Одномандатники должны представлять тот электорат, который голосовал за них в округах. Да, конечно, гораздо легче к кому-то прислониться. Но правильнее и важнее создать фракцию независимых, региональных депутатов - можно их как угодно называть. Такая фракция очень помогла бы Госдуме и в решении экономических проблем, и в области политического отстаивания интересов регионов. Нельзя жить в стране, не имея избирательной системы, адекватно отражающей федеративное устройство государства. Это будет зависеть от того, как структурируется сейчас шестерка победителей, преодолевших пятипроцентный рубеж: пойдет ли процесс деления и создания дочерних структур или же партии будут представлены в том же виде, в каком прошли в парламент.

Что же касается совершенствования избирательного законодательства, то думаю, что мы уже набрали то количество материала, когда нужно остановиться, проанализировать все, а потом все это кодифицировать. Должен быть создан кодекс, в котором будут собраны все основные понятия избирательного права, если угодно, разработать общую часть всех уровней выборов и референдумов. Отчасти это уже сделано в законе о гарантиях избирательных прав. Должны быть прописаны основные этапы избирательной кампании, не должно быть норм, регулирующих конкретные выборы, регионального или федерального уровня. Дальше уже могут следовать более конкретные законы - о выборах президента, депутатов Госдумы, губернаторов, советников районных собраний. К сожалению, нынешний закон об основных гарантиях оказался перегружен регламентацией конкретных избирательных кампаний. Он в принципе не должен гарантировать ту или иную систему формирования законодательных органов. Право выбора системы принадлежит конкретному субъекту, независимо от того, на каком уровне он находится - федеральном или региональном. Сейчас существует определенный перекос в сторону федерального регулирования. Мне кажется, что эта задача должна быть решена в период после президентских выборов - именно тогда нужно проанализировать весь законодательный массив и усовершенствовать избирательное законодательство.

Я не исключаю, что по итогам выборов президента нужно провести некий опрос, который показал бы, как население относится к существующей системе, выяснил бы, кому отдается приоритет - независимым кандидатам или же кандидатам от партий. Именно народ мог бы с абсолютной точностью сказать, какой быть избирательной системе на будущих выборах. Ведь в избирательной системе произошла та же самая ситуация, что и в приватизации собственности, - большинство получили столичные партии. Стоит вспомнить, в первом указе президента по этому поводу была совсем другая трактовка - 150 мест отдавалось партиям и 300 одномандатникам. Партиям предлагалось сначала получить поддержку в регионах, а лишь потом претендовать на звание политической элиты. Не имеет смысла отказываться от пропорциональной системы, необходимо лишь изменить соотношение. И эта задача должна быть решена не через четыре года, а спустя год после нынешних выборов.

В декабре страной был пройден определенный рубеж. Мы ждали наступления нового политического века в 93-м году - сразу, с принятием новой Конституции, рассчитывали на то, что правые силы займут большинство в Госдуме. Не получилось. Ждали до выборов 95-го года - опять не получилось. Нового политического века удалось дождаться только спустя шесть лет. Я уверен, что Россия входит в новое столетие с хорошими перспективами в области политического структурирования. Я долго думал над вопросом, какие преобразования должны быть первыми в стране - политические или экономические. Многие считают, что Россия зря пошла по пути приоритета политических изменений - ведь есть довольно успешный пример Китая. Но наша страна могла разорвать оковы монополизма одной партии, которые фактически задушили все живое, только пойдя по своему пути. Для этого понадобилось десять лет - именно столько прошло с момента отмены шестой статьи Конституции. И спустя десять лет не по воле политиков, а по воле абсолютного большинства граждан, обывателей если угодно, до людей дошла истина, которую политики пытались донести еще в 93-м году. Но сейчас все общественные институты, исполнительная, законодательная власти снова должны оправдать тот вотум доверия, который им был оказан.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1595
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4048
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2240
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2521

Другие новости