0
1173
Газета Политика Интернет-версия

03.07.2003 00:00:00

Пришло время вспомнить о Рерихе

Михаил Николаев

Об авторе: Михаил Ефимович Николаев - заместитель председателя Совета Федерации РФ, первый президент Республики Саха (Якутия) (1991-2002 гг.).

Тэги: индия, китай, партнерство


Среди российских политологов не раз выражался скепсис относительно возможностей создания геополитического "треугольника" Москва-Дели-Пекин, при том что процесс формирования стратегического партнерства между нашей страной и Индией продвигается весьма успешно. Однако минувший месяц укрепил позиции сторонников этой идеи. Визиты министра иностранных дел России Игоря Иванова в Дели, индийского премьер-министра Атала Бихари Ваджпаи в Пекин, переговоры сторон на форуме АСЕАН в Пномпене открыли новые перспективы. Здесь особенно важно то, что окончательное урегулирование былых разногласий между Дели и Пекином во многом повторяет схему российско-китайского сближения (например, в решении пограничных проблем), кроме того, выдвинуто также большое количество совместных экономических и гуманитарных проектов.

В целом историческая функция этого "треугольника", на мой взгляд, состоит в том, чтобы продемонстрировать: процесс глобализации, объективной данности нашего времени, направляемой Западом и в особенности США в своих эгоистических интересах, можно и нужно ввести в русло решения общечеловеческих проблем, в чем активное участие принимали бы крупнейшие азиатские державы.

Мы сможем добиться своих целей тем успешнее, чем более эффективно каждая из наших стран (Россия, Индия и Китай) сумеет адаптироваться к условиям глобализации и одновременно отстоять национальные интересы перед лицом мощного давления высокоразвитых государств, обладающих очень серьезными стратегическими преимуществами. Ибо только равноправный, гуманистический и демократический диалог цивилизаций и культур может обеспечить движение человечества к подлинно гуманному планетарному единению. Самобытные цивилизации Индии, Китая, стран ислама и Дальнего Востока способны на самоутверждение и сопротивление. Только развитие национальной культуры и национального самосознания, оплодотворяющих высшие достижения мировой классической культуры, можно противопоставить беспощадному молоху глобализации.

России свойственна многовековая традиция межрелигиозного диалога и сотрудничества. Это обусловлено двуединым характером православия как христианства Востока, когда восприимчивость к религиозным истокам западной цивилизации гармонирует с укорененностью в восточной культуре с ее приверженностью традиционным ценностям, определенному укладу жизни, исконным представлениям о ценности семьи, незыблемости нравственных правил, силе и значимости патриотического чувства.

Крылатая строфа Редьярда Киплинга "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись!" ушла в прошлое вместе с веком колониализма. Для нашего времени подходит другая формула: "Нет Запада без Востока, нет Востока без Запада".

Китай эпохи реформ, а еще раньше Япония 50-80-х годов доказали миру, что модернизация отнюдь не обязательно означает вестернизацию, то есть огульную подгонку всего и вся под западные стандарты. Народы Восточной и Южной Азии сознают неотвратимость глобализации. Но считают, что она касается лишь материальной стороны жизни. Другое дело - духовная сторона, национальная самобытность. Тут должен быть применен не принцип унификации, принудительного подстригания всех под одну (англосаксонскую) гребенку, а принцип симфонизма, когда каждый народ сохраняет свой неповторимый голос, но все они, подобно музыкальным инструментам в оркестре, сливаются в общечеловеческую гармонию.

При этом не надо забывать, что многие тысячи лет c Востока на Запад и с Запада на Восток перемещалась богатейшая культура, рожденная в глубинах огромного континента Евразия. Процесс этот порождал великих мыслителей, художников, притягивал их к себе своей неповторимостью и загадочностью.

Одним из ярких философов, мастеров слова, пера и кисти стал замечательный сын России и подвижник Востока - Николай Константинович Рерих, видевший будущее человечества именно в гармонии культур Запада и Востока. Как сказал премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи, побывав в доме Рерихов в долине Кулу у подножия Гималаев: "Сложно привести имя другого исследователя, который за свою жизнь добился столь многого в качестве художника, философа, путешественника, этнографа, писателя и подвижника культуры, мира и международного понимания. Его драгоценное культурное наследие является бесценным вкладом в мировое культурное наследие".

Рериха особенно притягивала Индия. Он мечтал найти тот общий источник, из которого тысячелетия назад возникли индийская и славянская культуры. Основательное изучение проблемы позволяет говорить о близости культуры, искусства, черт национального характера и религиозного восприятия мира, несмотря на абсолютную внешнюю несхожесть христианства и буддизма. Огромную роль в духовном становлении Николая Рериха сыграли книги махатм - учителей Индии - "Живая этика" ("Агни-йога"), к созданию которых он имел самое непосредственное отношение. Вся история человечества рассматривается здесь в неразрывной связи с эволюцией одухотворенного Космоса. Нравственное совершенствование, неукоснительное соблюдение этических норм, понимание ключевой роли культуры для развития человеческого общества - вот те важнейшие условия, без которых невозможно продвигать дальше культурно-историческую эволюцию планеты. Федор Михайлович Достоевский говорил, что Красота спасет мир. "Живая этика" уточняет: осознание Культуры спасет мир.

Значительное внимание в книгах "Агни-йоги" уделяется вопросу гармонии человека и природы. Природа абсолютна. "Даже непродолжительное общение с ней облагораживает и освящает" (Николай Рерих). Одним из первых Рерих выступил с идеей сохранения экологического равновесия в природе. Мне, уроженцу Якутии, это особенно близко. Ведь в вероисповеданиях и мировоззрении якутов и других сибирских и азиатских народов идеи жизни в гармонии с живой природой, сбережения ее для потомков занимают самое значительное место.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нобелевская премия мира вручена хибакуся

Нобелевская премия мира вручена хибакуся

Геннадий Петров

Награду получила организация японцев, переживших атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки

0
2150
В КПРФ готовят кампанию по продвижению Че Гевары

В КПРФ готовят кампанию по продвижению Че Гевары

Дарья Гармоненко

Памятник символу левого антиамериканизма предложено разместить поближе к посольству США

0
2296
Деградировавшие пашни в России не поддаются учету

Деградировавшие пашни в России не поддаются учету

Ольга Соловьева

Аграриям обещают электронную господдержку с 2026 года

0
3009
ESG-прозрачность компании Эн+ оценили по максимуму

ESG-прозрачность компании Эн+ оценили по максимуму

Василий Столбунов

0
1810

Другие новости