0
1234
Газета Политика Интернет-версия

01.04.2008 00:00:00

Политический проект с отрицательной рентабельностью

Станислав Притчин

Об авторе: Станислав Александрович Притчин - эксперт по странам СНГ.

Тэги: газ, цена, проект


В Центральной Азии начались масштабные проекты, которые могут изменить расстановку сил в регионе. Активизировалась работа по строительству газопровода Туркмения–Китай, соединяющего две страны через Узбекистан, Казахстан и западные регионы КНР с промышленно развитыми восточными областями. В феврале в Ашхабаде был проведен тендер на строительство туркменской части трубопровода. Право на строительство 188-километрового участка Малай–Багтыярлык получила российская компания «Стройтрансгаз».

Казахстанская компания «КазТрансГаз» и китайская Trans-Asia Gas Pipeline создали СП «Азиатский газопровод» для строительства казахстанской части газопровода. В 2008–2009 годах будет построен участок от границы Узбекистана через казахстанский Чимкент до границы с КНР. Мощность ветки составит до 40 млрд. куб. м газа при протяженности 1,3 тыс. км. На втором этапе планируется проложить трубопровод Бейнау–Кызылорда–Чимкент протяженностью почти 1,5 тыс. км с пропускной способностью 10 млрд. куб. м. Основная цель второй очереди – обеспечение газом южных регионов Казахстана. Оставшаяся часть газа с западных месторождений Казахстана будет направляться на экспорт в Китай. В самом Китае в конце февраля началось строительство газопровода, соединяющего Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) на западе КНР, Шанхай на востоке и Гуагджоу – на юге. Протяженность составит 9102 км, а стоимость – около 20 млрд. долл.

На этом фоне Туркмения приступила к освоению новых сырьевых районов. В ходе визита в начале марта в Марыйский велаят президент Гурбангулы Бердымухамедов дал старт работе нескольких скважин на месторождении Южный Иолотань–Осман. Эта нефтегазовая провинция площадью 1800 кв. км и с предварительными запасами газа в 3 трлн. куб. м должна стать главным поставщиком для газопровода в Китай. Турецкое издание Turkish Weekly считает эти оценки заниженными. По его мнению, запасов месторождения Южный Иолотань–Осман вкупе с залежами другой нефтегазовой провинции Багтыярлык, также предназначенными для поставок в Китай, хватит для того, чтобы полностью обеспечить восточное направление экспорта без ущерба для российских и европейских интересов. А генеральное соглашение между Ашхабадом и Пекином от 3 апреля 2006 года подразумевает возможность переориентации части предназначенного для экспорта в Россию газа.

С самого начала было ясно, что с появлением альтернативного маршрута для транспортировки газа из Центральной Азии цена на него будет расти. Еще в ноябре прошлого года Ашхабад договорился с «Газпромом» о переходе к 2009 году на «европейское» ценообразование. Стало понятно, что рано или поздно все три страны захотят получать максимальную прибыль от экспорта сырья. И вот 11 марта 2008 года представители Казахстана, Туркмении и Узбекистана при участии руководства «Газпрома» заявили, что с 2009 года будут продавать голубое топливо по «европейским ценам». По словам представителей Казахстана, цена может составить не менее 300 долл. за 1000 куб. м газа. То, к чему больше 15 лет стремились центральноазиатские экспортеры газа, наконец станет реальностью: они получат от «Газпрома» максимально возможную с учетом расположения региона цену за природный газ. Российская монополия пошла на уступки, согласившись на уменьшение своей прибыли. Но в результате российское направление для экспорта газа становится наиболее выгодным и привлекательным в среднесрочной перспективе.

Возникает вопрос: а что будет с альтернативными направлениями, пусть и потенциальными? Газопровод в Китай как никогда близок к реализации, но непонятна ценовая политика проекта. Вряд ли Пекин будет платить 300 долл. за 1 тыс. куб. м газа, даже цена в 195 долл., озвученная после переговоров с Ашхабадом в конце прошлого года, выглядит сенсационной. Как поступит Туркмения, у которой в ближайшее время появятся два направления с разной ценой? Вопрос остается открытым. Еще призрачнее становятся шансы на строительство Транскаспийского газопровода и его присоединение к проекту «Набукко». Главным аргументом за это направление для Туркмении и Казахстана был доступ к европейским потребителям и получение оптимальной цены за свое сырье. Теперь эта цена у них есть, а вот Транскаспий в новых условиях превращается в чисто политический проект с отрицательной рентабельностью. Очевидно, что повышением цены на газ Москва нанесла упреждающий удар по конкурирующим направлениям экспорта газа из Центральной Азии. Теперь слово за КНР и ЕС, которые не меньше России заинтересованы в получении ресурсов от центральноазиатской газовой тройки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
336
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
376
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
331
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
372

Другие новости