0
789
Газета Политика Интернет-версия

28.12.2009 00:00:00

Дело не только в акционировании

Кирилл Родионов

Об авторе: Кирилл Владимирович Родионов - сотрудник Института экономики переходного периода.

Тэги: госкорпорация, акции


госкорпорация, акции Госкорпорация – штука громоздкая, трудноуправляемая.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Одной из наиболее обсуждаемых в последние месяцы тем стала дальнейшая судьба государственных корпораций. В своем Послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев заявил, что госкорпорации, работающие в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. Президент поручил провести аудит госкорпораций, внедрить в каждой из них современные методы управления и поставить уровень оплаты их руководства в прямую зависимость от эффективности их деятельности. Эту же тему затронул в своей прямой линии Владимир Путин. Премьер-министр отметил, что «госкорпорации – это и не хорошо, и не плохо, это необходимость», и добавил, что они создавались для консолидации осколков предприятий в различных сферах экономики. Дискуссию о статусе госкорпораций подхватили и другие официальные лица. Так, глава Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) Владимир Дмитриев сказал, что организационно-правовая форма госкорпорации эффективна для ВЭБа и полностью соответствует целям, для которых создавался банк.

Вопрос о юридическом статусе госкорпораций действительно важен. В российском законодательстве госкорпорация как организационно-правовая форма была впервые определена еще в конце предыдущего десятилетия. В июле 1999 года Закон «О некоммерческих организациях» был дополнен статьей «Государственная корпорация». Агентство по реструктуризации кредитных организаций, созданное в конце 1998 года, в середине 1999 года получило статус госкорпорации. В 2003 году, сразу после принятия закона о страховании вкладов физических лиц, была учреждена государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». Как видно, в первой половине 2000-х годов государственные корпорации создавались в банковском секторе и являлись инструментами регулирования в этой сфере.

Ситуация радикальным образом изменилась в 2007 году, когда были созданы шесть крупных государственных корпораций – Внешэкономбанк, «Роснано», Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, «Олимпстрой», «Ростехнологии», «Росатом». Существенным отличием от предыдущего периода стал колоссальный объем задач, который был поставлен перед вновь созданными госкорпорациями, а также разнонаправленность их деятельности. Например, Внешэкономбанк участвует в реализации различных инвестиционных проектов, а также обеспечивает финансовую устойчивость многих российских банков, «Роснано» осуществляет материальную и организационную поддержку проектов в наноиндустрии. Фонд содействия реформированию ЖКХ предоставляет финансовые ресурсы для переселения граждан из аварийного жилья и проведения ремонта жилищного фонда. «Олимпстрой» реализует программу строительства спортивных объектов в Сочи, «Ростехнологии» содействуют реструктуризации предприятий оборонного комплекса. «Росатом» заменил собою Федеральное агентство по атомной энергии и, по сути, осуществляет функции органа государственной власти в этой сфере.

Чрезвычайно быстрое прохождение законопроектов о создании госкорпораций через Госдуму и Совет Федерации в 2007 году повлекло за собой множество коллизий юридического характера. Во-первых, в силу того, что деятельность каждой госкорпорации определяется отдельным федеральным законом, нормативная база их функционирования сильно разнится и является слабо унифицированной. Во-вторых, низкий уровень детализации законов о создании государственных корпораций потребовал принятия множества подзаконных актов для обеспечения их практической работы. В-третьих, за интенсификацией использования госкорпорации как организационно-правовой формы не последовало изменений в Законе «О некоммерческих организациях». В-четвертых, многие госкорпорации, на бумаге являющиеся НКО, по факту являются структурами, преследующими коммерческий интерес.

Учитывая все это, можно сказать, что акционирование госкорпораций, работающих в коммерческой сфере, действительно является логичным. Этот шаг позволит упорядочить их юридический статус и унифицировать нормативную базу их деятельности. Однако не менее важным является вопрос об экономической эффективности госкорпораций. Наивно полагать, что какая-то госкорпорация способна эффективно управлять сотнями компаний, находящихся в ее подчинении. Кроме того, в условиях кризиса безрассудно выделять миллиарды рублей структурам, деятельность которых непрозрачна. Именно поэтому чрезвычайно важно осуществить не только трансформацию госкорпораций в ОАО, но и обеспечить их подотчетность по отношению к акционерам (даже если таковым останется государство).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Андрей Мельников

Представители РПЦ не побоялись выступить против лево-патриотической оппозиции

0
1140
Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Екатерина Трифонова

Онлайн-формат административного производства не избежал дефектов технического характера

0
874
Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Михаил Сергеев

Недоступность для многих граждан коммерческих новостроек обостряет проблему ветхих домов

0
902
Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Анастасия Башкатова

Промышленным предприятиям надо готовиться к нарастающей киберугрозе

0
1040

Другие новости