0
4007
Газета Политика Интернет-версия

25.01.2012 00:00:00

Так лечиться нельзя

Василий Власов

Об авторе: Василий Викторович Власов - доктор медицинских наук, профессор Высшей школы экономики (НИУ ГУ), кафедра управления и экономики здравоохранения

Тэги: здравоохранение


На днях Левада-Центр обнародовал обследование представительной группы населения страны, проведенное в декабре 2011 года. Основной результат выглядит печально: почти половина населения не доверяет системе здравоохранения и врачам; 9 из 10 полагают, что система здравоохранения требует изменений.

Это не очень большая новость – и полгода назад, и год назад разные службы изучения общественного мнения приходили примерно к такому же выводу, правда, цифры были не столь катастрофические. Что удивительно – до самого декабря, в течение более полугода, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова почти каждую неделю проводила пресс-конференции и рассказывала по телевизору народу, президенту и премьер-министру, как все шоколадно складывается в стране...

В действительности, по официальным данным, которые можно полагать приукрашенными, здравоохранение России вышло на уровень финансирования 1991 года только в 2006 году. Напомню, что состояние здравоохранения в 1991 году рассматривалось как полная катастрофа по сравнению, например, с 1985 годом.

Рост финансирования с 2005 года привел к небольшому превышению над уровнем 1991 года. Но это повышение финансирования – лукавое. В основном это не увеличение финансирования самого здравоохранения, а различные добавочные программы вроде дополнительной оплаты врачам в поликлинике или национального проекта «Здоровье». Эти программы – дело временное. Кончиться они могут в любой момент. Есть даже такая мысль у меня, что специально финансирование в здравоохранении увеличивали таким способом, чтобы было легко его в любой момент сократить.

Всякий раз, когда правительству предлагают резко повысить финансирование здравоохранения, правительство отговаривается тем, что и так уже социальный налог и взносы на медицинское страхование высокие, больше с работников и бизнеса взять никак нельзя. И большинство с этим соглашаются. На самом деле налоги высоки, вместе с непомерными взятками они действительно губят наши предприятия.

Но предполагать, что здравоохранение может финансироваться только из налогов на зарплату, равносильно тому, как предполагать, что из взносов в ДОСААФ финансируется армия. Так же как пошлины и акцизы на нефть, газ и водку питают закупку вооружений и Олимпиаду в Сочи, они могут питать здравоохранение. Это просто вопрос приоритетов. Уже 20 лет правительство России и ее законодатели тратят деньги на что угодно, но только не на здоровье граждан.

Даже в более богатых странах на медицину идет большая доля общественного богатства, чем у нас (см. таблицу). Доказательства эти я почерпнул из сводных таблиц Всемирного банка, составленных по официальным статистическим сводкам за 2010 год.

Богатство нашей страны, измеряемое ВВП, вроде бы не мало. Но в расчете на душу населения ВВП у нас в три-четыре раза ниже, чем в сравниваемых странах. Это объективный показатель того, насколько мы богаты. Почему выбраны для сравнения именно эти страны? Потому, что с США у нас везде принято сравниваться, и потому, что в Нидерландах и Великобритании самые эффективные системы здравоохранения.

В этих благополучных странах тратят на здравоохранение 9–16% от их огромных экономических возможностей. А в России – только 4,5%. При этом общественные расходы на здравоохранение, то есть то, что тратится из бюджетов и из обязательного страхования, в России ниже, чем в европейских странах. Зато расходы из кармана гражданина – самые высокие. В других странах, на которые нашим гражданам хотелось бы иметь похожую систему здравоохранения, в Бельгии, Франции, Германии – везде доля личных расходов граждан около 10%.

При этом мы платим налоги примерно такие же, как население приличных стран, выкладываем из кармана больше, чем они, но имеем плохое здравоохранение.

Почему оно плохое и почему люди им недовольны?

Во-первых, потому, что наши налоги правительство тратит на дворцы, олимпиады и персональные самолеты. Во-вторых, потому, что управляют здравоохранением неспециалисты. Только в прошлом году многие тысячи граждан пострадали от того, что Минздравсоцразвития не смогло сделать простейшую вещь – ввести в использование новую форму больничного листа. Что уж говорить о неспособности к более сложным вещам – разработке концепции развития здравоохранения, подготовке законодательства?

Народ это понимает.

Параметры финансирования здравоохранения
Показатели США Нидерланды Великобритания Россия
Валовой внутренний продукт (ВВП), млн. долл. 14 586 736 779 356 2 248 831 1 476 819
Население, млн. чел. 309,05 16,61 62,22 141,75
ВВП на душу населения, млн. долл. 47 198 46 921 36 143 10 418
Расходы на здравоохранение, на душу населения, долл. 7410 5164 3285 475
Расходы на здравоохранение, на душу населения, в % от ВВП 15,6 11 9,1 4,5
Расходы на здравоохранение общественные, в % от общих 48,6 77,3 83,6 64,4
Личные расходы граждан, в % от общих 12,43 5,74 10,44 28,77

Источник: Всемирный банк

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


ЕС нацелится на болевые точки России

ЕС нацелится на болевые точки России

Юрий Паниев

Каких отраслей может коснуться 20-й пакет санкций

0
1348
Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Дарья Гармоненко

Расклад партий по уровню критики в адрес власти расходится с социологическими рейтингами

0
1037
Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Анастасия Башкатова

Эльвира Набиуллина получила очередной карт-бланш от президента и ответила на вопрос о сбоях денежно-кредитной политики

0
1589
Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Иван Родин

Власти корректировали этот закон 53 раза и по разным поводам

0
841