0
1832
Газета Политика Интернет-версия

09.08.2012 00:00:00

Очередной зигзаг в деле ЮКОСа

Тэги: юкос, ходорковский, лебедев


юкос, ходорковский, лебедев Решение Вельского суда стало неожиданностью для Платона Лебедева.
Фото Reuters

Вчера Вельский районный суд снизил на три года и четыре месяца наказание экс-главе банка МЕНАТЕП Платону Лебедеву, осужденному вместе с Михаилом Ходорковским по второму делу ЮКОСа. По мнению экспертов, это решение отражает не столько перемены в отечественном правосудии в результате медведевских реформ, сколько желание власти скорректировать жесткий курс в отношении политической оппозиции. А также убедить Европейский суд по правам человека накануне рассмотрения там жалоб адвокатов экс-руководителей ЮКОСа в готовности прислушаться к голосу мировой общественности. Вместе с тем собеседники «НГ» разошлись во мнениях, оценивая перспективы аналогичного сценария в отношении Ходорковского.

Вердикт судьи Виктора Иванова: снизить общее наказание Платону Лебедеву до девяти лет и восьми месяцев. Арестованный в июле 2002 года бизнесмен по двум приговорам получил 13 лет лишения свободы. Если прокуратура, требовавшая менее радикального снижения срока, не обжалует постановление Вельского суда в ближайшие 10 дней, оно вступит в силу. И Платон Лебедев, по мнению его адвокатов, сможет выйти на свободу 2 марта 2013 года.

Таким образом, было частично удовлетворено ходатайство адвокатов бывшего бизнесмена. Оно было подано в июле. Защита напомнила суду о последней правке Уголовного кодекса: «Наказание, предусмотренное по ч. 3 ст. 174.1 УК РФ, существенно смягчено, и ее санкция, предусматривавшая наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет, изменена и теперь предусматривает наказание по новому закону в виде лишения свободы на срок до 7 лет, а нижний предел не предусмотрен вовсе». Закон этот имеет обратную силу, и под его действие уже попал другой руководитель ЮКОСа: освобожден Владимир Переверзин, которому вменялись те же нарушения, что и Ходорковскому с Лебедевым.

Напомним: в декабре 2010-го в рамках второго дела экс-руководителей ЮКОСа приговорили к 14 годам лишения свободы за хищение нефти и легализацию выручки от ее продажи. Через полгода Мосгорсуд снизил срок наказания с 14 до 13 лет. Срок исчисляется с 2003 года – со дня ареста по первому делу ЮКОСа.

Решение Вельского суда выглядит неожиданным – ранее там же кассационная инстанция не пошла на условно-досрочное освобождение осужденного. Между тем, заметил в беседе с «НГ» адвокат Вадим Клювгант, если руководствоваться законом, пересмотр сроков заключения должен был состояться давным-давно: «Причем по инициативе прокуратуры, а не защиты. Потому что прокуратура – это тот орган, который от имени государства уполномочен обеспечивать законность и следить за ее соблюдением. Если руководствоваться законом – те же действия должны были проводиться и в отношении Михаила Ходорковского».

Намерены ли адвокаты Ходорковского последовать примеру защитников Лебедева, обратившись в суд с ходатайством о снижении срока заключения? «Мы будем обсуждать, что делать дальше, – сообщил «НГ» Клювгант. – Решать будет Михаил Борисович, конечно. Но мы должны дождаться результатов нашей попытки обжаловать приговор в Мосгорсуде и тогда будем обсуждать наши дальнейшие действия с учетом того, что произошло в Вельске».

Что тормозит рассмотрение ходатайства адвокатов Ходорковского? «В Мосгорсуде, – объяснил Клювгант, – должно состояться заседание президиума. Но там сообщили, что к ним пока ничего не поступило из Верховного суда. У них есть, конечно, ограничения по срокам – 30 дней с момента поступления. Но, например, на истребование дела из Хамовнического суда в прошлый раз им потребовалось аж два месяца. А согласно инструкции, ведомственный срок, необходимый для исследования дела, не входит в срок рассмотрения надзорной жалобы».

Сколько в постановлении Вельского суда стремления соблюсти букву закона – и сколько политики?

В последние полгода курс власти несколько раз менялся, и существенно. Массовые протестные акции декабря прошлого года привели к либерализации партийного законодательства, а майское выступление оппозиции вызвало волну репрессий против его участников. Символ ужесточений – суд над Pussy Riot. Однако на днях президент Владимир Путин высказался насчет «слишком строгого» наказания участниц панк-группы. А вчера в Вельске была отклонена просьба прокуратуры ограничиться полуторагодичным снижением срока для Лебедева.

Владимир Путин последователен в своих действиях, утверждает глава Института прикладной политики и Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская: «Либеральные шаги чередуются с жесткими мерами, просто оппозиция старается этого не замечать». По мнению эксперта, аналогичное решение может быть принято и в отношении Михаила Ходорковского: «Ведь у них с Лебедевым одинаковые обвинения».


Михаил Ходорковский ждет своего часа.
Фото Reuters

Вступление в силу поправок, смягчающих экономические статьи УК, подчеркивает вице-президент Центра политических технологий Борис Макаренко, заставляет пересмотреть прежний приговор: «Если правовое поле изменилось, то непринятие таких действий выглядело бы нарочитым пренебрежением к правосудию». Эксперт согласен с Крыштановской – следующим освобожденным юкосовцем мог бы стать Ходорковский: «Если у них с Лебедевым одинаковый набор статей». Впрочем, замечает Макаренко, в случае Ходорковского и Лебедева «все – политика...» Уверена в этом и адвокат Карина Москаленко. Она напомнила, что осенью Европейский суд по правам человека рассматривает заявления адвокатов Лебедева и Ходорковского: «В начале осени там будет принято какое-то решение. Если Страсбург примет положительный вердикт по делу Ходорковского – российская власть и на это отреагирует».

Такого рода объяснение выглядит неполным, если принять в расчет изменения в общественном мнении, к которому президент весьма чувствителен. В свое время Владимир Путин с горячностью утверждал, что у руководителей ЮКОСа «руки по локоть в крови». Он спорил с той частью общества – немаленькой! – которая усматривала в деле ЮКОСа политический подтекст. Сегодня таких людей стало меньше – пропорционально. Глава Левада-Центра Лев Гудков сообщил «НГ», что люди начинают забывать дело ЮКОСа: «Уже в начале года о нем не помнило 60% опрошенных. Это понятно – телеканалы о Ходорковском молчат». То есть Ходорковский не опасен при освобождении. Правда, заметил эксперт, подавляющее большинство тех, кто помнит – в основном посетителей интернет-сайтов, – по-прежнему считают суд над Ходорковским «неправовым» и «заказным». Именно поэтому в отличие от многих экспертов граждане уверены – пока Путин у власти, Ходорковский выйти на свободу не сможет, подчеркнул Гудков: «Мотивы преследования экс-владельца ЮКОСа по-прежнему колеблются от «личной мести» до «изъятия группами околопутинского окружения собственности компании». Только 12–15% опрошенных поддерживают официальную версию прокуроров, то есть считают, что Ходорковский виноват и сидит за совершенные им преступления.

Во всех юкосовских делах, уверен член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров, в первую очередь должно быть политическое решение, а уж потом «суд прозревает и принимает решение по закону». Именно поэтому, утверждает эксперт, у Ходорковского мало шансов выйти на свободу вслед за Лебедевым: «Власти всех готовы выпустить, кроме него. Разве только он сам – чего сейчас невозможно ожидать – скажет, что виноват и что его посадили справедливо».

Эксперт вслед за Кариной Москаленко напоминает, что в международных судах рассматриваются все новые иски по делам ЮКОСа, и без особых уступок, «потому что понятно – главный фигурант здесь Ходорковский, а все остальные фактически оказались втянуты в процесс». Петров не исключает при этом, что в решении по Платону Лебедеву «есть соображения, связанные и со списком Магнитского, и с нынешним скандальным делом Pussy Riot»: «Во-вторых, властям надо показать – у нас суд и независимый, и справедливый. И может действовать далеко не обязательно в сторону ужесточения наказания, проявляя иногда своего рода либерализм». В-третьих, замечает собеседник «НГ», «здесь все-таки сказывается некоторая либерализация Уголовного кодекса – этот механизм начинает выдавать результаты».

Защита Платона Лебедева вчера обжаловала решение Вельского суда. Адвокаты, считают, что наказание должно быть сокращено до фактически отбытого.

Эксперты не сомневается – главное решение по Платону Лебедеву принимал не Вельский суд. И здесь есть политические риски для власти. Поскольку справедливое решение обязательно должно быть механическим. То есть зависеть не от воли отдельного человека, а от слаженной работы мощного государственного института – судебного.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
1252
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
794
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
946
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
1159

Другие новости