0
15621
Газета Политика Интернет-версия

25.04.2014 00:01:00

Владимир Путин признал блогеров

Тэги: путин, медиафорум, онф, сми, блогеры


путин, медиафорум, онф, сми, блогеры Владимир Путин предложил журналистам жаловаться Народному фронту. Фото ИТАР-ТАСС

Президент Владимир Путин вчера выступил на медиафоруме Общероссийского народного фронта (ОНФ). Его слушали 400 журналистов из 85 регионов страны. Помимо прочего глава государства прокомментировал ситуацию с блогерами, приравненными к СМИ законом, принятым на днях Госдумой. При этом Путин сослался на мировой опыт подобного регулирования. Интернет-сообщество продолжает негодовать по поводу новации.

Любопытно, что никто из присутствующих на форуме журналистов не спрашивал президента о скандальном законе. От имени интернет-сообщества на форуме ОНФ выступил блогер Виктор Ливанов, обеспокоенный защитой российских сайтов от атак извне и контролем над глобальной Сетью со стороны США. Путин успокоил озабоченного блогера, подтвердив необходимость выработки и развития мер по защите отечественного киберпространства: «У нас развивается и «железо», и математическое обеспечение. Все это требует и времени, и денег». Сейчас, заметил президент, в России появляется «и то, и другое». После чего стал отвечать уже на незаданный вопрос. И уже не Ливанову.

«В правительстве и в администрации президента обсуждается вопрос, что признавать, что не признавать СМИ. Я не хочу сейчас давать оценок, чтобы не ангажировать какую-то точку зрения. Но если конкретный человек имеет влияние на тысячи, на десятки тысяч людей, что это, как не средство массовой информации?..» – поинтересовался Путин у аудитории. Поскольку вопрос был риторическим, президент ответа ждать не стал и только призвал к осторожности: «Но только чтобы не было перегибов, не нужно идти по принципу «хватать и не пущать». 

Принимать решения в этой сфере следует «демократическим способом». Этот способ, пояснил Путин, подразумевает необходимость предварительного обсуждения решений: «Нужно спокойно общественности понять и оценить эту ситуацию, принять решение демократическим способом, через депутатов Государственной Думы, обсудив эту тему, например, на площадке ОНФ, в Общественной палате и т.д.»

Далее Путин заметил, что «нужно исходить из реалий, действовать так, как происходит во всем мире».

Разумеется, российский опыт не уникален, согласился с президентом известный блогер Олег Козырев: «В Иране и в Китае блогеров, к примеру, расстреливают. Так что, если говорить о мировой практике, нам еще есть куда двигаться». Интернет – это открытость информации, возможность гражданам самоорганизовываться, создавать гражданские проекты, независимые политические партии, напоминает Козырев в беседе с «НГ»: «Не думаю, что это радует нынешних обитателей Кремля. Думаю, будет делаться все, чтобы Интернету было в России как можно сложнее развиваться».

На Западе подобные законы немыслимы, утверждает Козырев: «Как и в России, там есть общие законы. Через Интернет, например, нельзя мошенничать и т.д. Зачем нужны какие-то странности в виде приравнивания блогеров к СМИ? Любого человека могут услышать вне зависимости от того, написал он это в блоге или высказал на площади. Если это совпадет с тем, что чувствуют люди, – люди же и расскажут об этом».

Закон, принятый Думой, Олег Козырев назвал «бредовым»: «Завтра примут закон, что блогеры – это капуста. И что? Мы должны на полном серьезе его обсуждать?» И здесь уже, думается, был не прав он сам. Поскольку молчание в ответ на госдумовский энтузиазм смотрится непротивлением злу. Не вполне уместным в данной ситуации.

Закон поставил в пиковое положение руководство LiveJournal – фиксируя успешность блогеров, оно указывает власти на тех, кто заслуживает проверки. И вот вчера стало известно, что Живой Журнал изменил политику в отношении публичных данных о подписчиках пользователей. Глава LiveJournal Russia Дмитрий Пилипенко сообщил в своем аккаунте в ЖЖ: «В профайлах всех блогеров и сообществ, количество подписчиков которых превышает 2500, будет отображаться не фактическое число пользователей «В друзьях у», а 2500+. Фактическое значение остается доступным только для владельцев блогов и владельца и смотрителей сообщества». Изменения эти касаются только пользователей, которые используют кириллические сервисы LiveJournal, добавил Пилипенко: «Рейтинг пользователей и сообществ, формировавшийся по просмотрам, также прекращает работу. Перечисленные выше изменения обусловлены планами оптимизации работы сервиса. Все совпадения случайны».

Президент рассчитывает, что закон о блогерах окажется полезным, если его применять осторожно.		Фото с официального сайта президента РФ
Президент рассчитывает, что закон о блогерах окажется полезным, если его применять осторожно. Фото с официального сайта президента РФ

Блогеры поддерживают решение Пилипенко, который пошел тем же путем, что и Яндекс, закрывший рейтинг блогов. «В принципе это разумно, – говорит Олег Козырев. – Какому нормальному интернет-сервису захочется подставлять пользователей под уголовную или административную расправу? Надеюсь, и другие сервисы уберут из открытого доступа все данные по статистике. Если кому-то хочется и нравится сажать блогеров – пусть они хотя бы потрудятся для этого».

Вообще же в России сегодня уничтожается такое понятие, как блог, утверждает собеседник «НГ»: «Блог – это личный дневник. И теперь невозможна фиксация ни бытовых каких-то заметок, ни мнений».

Один из многих абсурдов закона заключается в том, что блогеров заставляют размещать «достоверную» информацию. В то время как они не обладают ни редакциями, ни правом требовать ответов от чиновников на свои запросы. Блогер, подчеркивает Козырев, – обычный человек, у которого есть работа: «Просто через какое-то время он имеет возможность описывать либо свою жизнь, либо комментировать то, что происходит вокруг него. Появляется очередной инструмент давления на ту часть блогеров, которая пишет о политике, об общественно важных событиях. Единственная цель закона – продолжение ограничений российского Интернета».

Президент пообещал «электронным СМИ» поддержку, когда его попросили оградить журналистов от давления местных властей на прессу, пишущую о коррупции: «Если есть какое-то давление, то по каналам ОНФ эта информация может быть доведена не только до администрации президента и правительства, но и до федеральных СМИ, и пусть они тогда попробуют задушить федеральные СМИ, в том числе и электронные». По мнению Путина, местные СМИ и ОНФ – естественные партнеры: «Если работать в паре, то эффект будет выше».

Напомним, что глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов обратился к спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко с просьбой отклонить закон о блогерах, который «не отвечает реалиям современного Интернета, а в ряде положений противоречит правовой и технической природе Сети». Федотов предложил подвергнуть закон тщательной экспертизе и широким публичным консультациям. Выводы и рекомендации Федотова подверг резкой критике замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин, обвинивший совет в некомпетентности и необъективности.

Между тем исполняющий обязанности гендиректора ООО «ВКонтакте» Борис Добродеев заявил в среду на медиафоруме, что закон об усилении ответственности топ-блогеров за публикации может негативно повлиять на российские интернет-площадки: «Нас пугает большое количество недоговоренностей в законе и отсутствие четких и прозрачных правил игры… Благодаря его формулировкам «ВКонтакте», «Мэйл.ру» и другие сами могут попасть под действие этого закона». По его словам, непонятно, как будет подсчитываться аудитория блогеров, откуда появилась цифра в 3000 человек, а также как можно будет мониторить такую обширную аудиторию. По мнению Добродеева, непонятен и алгоритм раскрытия информации о посетителях.

Вчера на встрече с Путиным снова встала проблема независимых СМИ – журналисты жаловались на давление со стороны местных властей. Напомним, что в первый день медиафорума, в среду, самой обсуждаемой темой стала как раз независимость СМИ. Главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков считает, что «независимость СМИ – это прежде всего независимость СМИ от государства». Генеральный директор «Ньюс Медиа» Арам Габрелянов, напротив, уверен, что независимых СМИ не бывает: «Человек покупает СМИ, чтобы у него было влияние». По его мнению, редакции не могут не сотрудничать с властью: «Все зависит от того, как вы выстроите отношения». Главная проблема региональных СМИ, считает Габрелянов, заключается в государственном финансировании, которое делает неэффективными все бизнес-модели.

Заметим, однако, что отсутствие государственного финансирования как раз и ставит местные издания в полную зависимость от региональных властей. Только господдержка смогла бы превратить местные издания во влиятельные СМИ, способные давать объективную оценку происходящему в регионе. Персональной поддержки Народного фронта местным СМИ, обещанной Путиным, может и не потребоваться, если их независимость будет обеспечена обезличенной помощью государства. Да и у Народного фронта одной заботой станет меньше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Депутаты хорошо поработают до начала выборов

Депутаты хорошо поработают до начала выборов

Иван Родин

Володин исключил популизм из приоритетов парламентской сессии

0
934
Правительство готово помочь железной дороге за счет других отраслей

Правительство готово помочь железной дороге за счет других отраслей

Михаил Сергеев

Чиновники надеются поддержать отдельные госмонополии в условиях общего спада

0
1382
Порядок за решеткой укрепляют цифровизацией

Порядок за решеткой укрепляют цифровизацией

Екатерина Трифонова

Нацелить современные технологии на защиту прав обвиняемых и осужденных пока не удается

0
1023
Руководство Госдумы поздравило российские СМИ

Руководство Госдумы поздравило российские СМИ

Павел Иванов

В День печати почетный диплом вручили и журналисту "НГ"

0
952