0
4720
Газета Политика Печатная версия

02.08.2016 00:01:00

Провластных СМИ в регионах около 90%

В Интернете позиции государства наиболее слабы

Тэги: россия, регионы, сми, госструктуры


россия, регионы, сми, госструктуры Газет с похожими названиями в стране выходит много. Фото с сайта www.skr.su

Примерно 90% региональных СМИ России прямо или косвенно контролируются властями, говорится в докладе, подготовленном инициативной группой журналистов. Как стало известно «НГ», его окончательный вариант будет представлен общественности в начале будущего года. В субъектах РФ печатные издания и телевидение находятся под плотным контролем, а вот на Интернет влияние госорганов пока не так заметно.

Из более чем 30 тыс. официально зарегистрированных в субъектах РФ СМИ, 11% учреждены госструктурами, 52% – юрлицами, 32% – гражданами и 5% – общественными организациями или НКО. Такие данные собраны региональным медиапроектом «Соль», доклад которого был представлен на гражданском форуме ЕС–Россия в Хорватии. Его полная версия будет обнародована в январе.

Приведенные цифры в принципе сильно удручающими не выглядят, однако все зависит от того, какую категорию СМИ взять. Например, из 10 с лишним тысяч существующих региональных газет госорганам принадлежат 62%. Еще примерно 20% у тех или иных юрлиц, 10% владеют физлица, а у тех же НКО лишь 6% печатных изданий.

Из двух сотен региональных телеканалов, как известно, более 100 являются ответвлениями федерального ТВ. Как говорится в докладе, оценить уровень независимости от власти остальных можно на основании их контента. Общий вывод следующий: счет оппозиционных телеканалов в субъектах идет на единицы.

Относительно сбалансированная ситуация сохраняется лишь в Интернете. Здесь, судя по статистике, власть пока не является монополистом. Скажем, приблизительно из 4 тыс. российских информсайтов, зарегистрированных как СМИ, властным структурам принадлежит 15%. Частные лица держат в своих руках около 30% данного ресурса, общественные организации – 10%, а все остальное зарегистрировано на юрлиц.

Однако формальная принадлежность в региональной медиасфере – это не самый главный показатель. Более наглядно о положении СМИ говорят суммы, которые на них тратятся. В докладе, имеющемся в распоряжении «НГ», указываются сведения из открытых бюджетных источников. И получается, что каждый год речь идет о финансировании примерно на 16 млрд руб. Большая часть этой суммы – госконтракты, по которым СМИ обязуются оповещать аудиторию о деятельности власти. Чаще всего эти контракты подразумевают и отказ от ее критики.

Для финансовой помощи массмедиа используются разные способы. Кроме прямого их учреждения госорганами и госконтрактов есть еще и инструменты косвенного контроля. Например, выделение гранта, давление на основного рекламодателя, который тоже, как правило, зависим от регионального начальства. Наиболее же универсальный вариант – это создать СМИ, которое аффилировано одновременно и с частными, и с госструктурами.

Короче говоря, как заявила «НГ» соавтор доклада Анна Шторм, если проанализировать все данные, то вывод складывается такой: прямо или косвенно контролируются властями до 90% региональных медиа.

Сам по себе этот доклад показателен еще и тем, что примерно такие же выводы в начале своей легислатуры сделал тогдашний президент Дмитрий Медведев. К примеру, он поручил довести до конца работу по избавлению региональных и муниципальных властей от избыточных СМИ, находящихся в их ведении. «Я некоторое время назад предлагал губернаторам освободиться от газет, журналов и пароходов, но для многих сделать это оказалось гораздо сложнее, поскольку для многих из них этот актив даже ценнее, чем реальные вещи, поскольку это их интересы», – сказал тогда Медведев.

Делал он замечания и в адрес региональных телеканалов, утверждая, что они должны измениться – или стать частными, или «результат демонстрировать, так как в противном случае они отражают интересы одного-двух человек». Президент Владимир Путин, по рекомендациям Общероссийского народного фронта, также уже не раз предлагал губернаторам умерить траты на пиар. Например, в 2014-м субъекты РФ потратили около 33 млрд руб. На 2015-й все регионы суммарно заложили 36,2 млрд руб., но вынуждены были эти расходы урезать. Сколько в итоге истратили и каковы показатели 2016 года – таких данных пока нет.

Впрочем, уже сейчас ясно, что финансирование властью медиапространства страны – это решение системное. По мнению гендиректора Центра экономических и политических реформ Николая Миронова, это связано с тем, что пропаганда и пиар являются одним из краеугольных камней во взаимоотношениях власти и народа: «Общественное мнение нужно постоянно обрабатывать, особенно в кризис. Так что споры федерального Центра и регионов о том, чьи интересы будут приоритетом в информпотоках, отходят на второй план. Есть общий интерес – сохранение политической системы в целом, предотвращение массового недовольства». Эксперт уверен, что власть будет только усиливать свои медиапозиции, объективно переходя от сотрудничества со СМИ к контролю за содержанием их программ, новостных лент, публикаций   и, конечно, Интернета. А там, не исключил он, недалеко и до прямой цензуры.

Загреб–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Коммунисты готовят свои протесты на 23 февраля

Коммунисты готовят свои протесты на 23 февраля

Дарья Гармоненко

Чтобы не выбирать между Навальным и властью, КПРФ объявила себя третьей силой

0
624
Гражданство надо заслужить политической лояльностью

Гражданство надо заслужить политической лояльностью

Екатерина Трифонова

У бывшего мигранта всегда можно отобрать российский паспорт

0
568
Столичные суды за два дня рассмотрели около 100 материалов о нарушениях в ходе несанкционированной акции 23 января

Столичные суды за два дня рассмотрели около 100 материалов о нарушениях в ходе несанкционированной акции 23 января

0
192
Минюст наделяется полномочиями на получение от банков сведений, являющихся банковской тайной

Минюст наделяется полномочиями на получение от банков сведений, являющихся банковской тайной

0
182

Другие новости

Загрузка...