0
2774
Газета Политика Интернет-версия

22.01.2020 11:26:00

Генеральный полпред

Михаил Виноградов

Об авторе: Президент фонда «Петербургская политика»


Переход Юрия Чайки с поста генерального прокурора в полпреды на Северном Кавказе не мог не вызвать дискуссий у экспертов и чиновников. Нельзя сказать, что этот спор сильно содержателен. Одни привычно пишут: полпредство – это почетная пенсия. И приводят в пример Устинова, Меняйло, Ишаева, Холманских. Другие обоснованно возражают и обращают внимание на противоположные примеры: для многих чиновников полпредство было важным шагом к дальнейшему развитию карьеры – от Кириенко и Матвиенко в нулевые до Беглова, Бабича и Трутнева в десятые. Казалось бы, логика есть в рассуждениях обеих сторон. Многое здесь зависит от субъективных обстоятельств – от внутренней мотивации чиновника до сигналов, которыми назначение сопровождалось.

Назначение Чайки на Северный Кавказ карьерной неудачей отнюдь не выглядит. Сам факт отдельной встречи с президентом (в присутствии преемника на посту генерального прокурора) весьма значим – а на юге России к этому будут особо чувствительны. Владимир Путин не всегда встречается с новыми чиновниками в момент назначения (например, с врио губернаторами) – а если встречи и проходят, то дело может ограничиваться только информационным сообщением или фотографией. Атмосфера встречи с Чайкой показывает, что он по-прежнему может рассчитывать и на доверие, и на влияние в федеральных коридорах власти. К тому же Чайка остается членом Совета безопасности (органе, о котором в последние дни говорят чаще обычного) и это тоже весьма серьезный административный ресурс.

Из 5 полпредов в СКФО Чайка пришел сюда с наиболее высокой должности. Хлопонин до полпредства был губернатором, Меликов – первым заместителем начальника штаба МВД, Белавенцев – главой крупного оборонного предприятия, Матовников – заместителем начальника Генштаба. Однако хотя их работа была довольно успешной, сам факт высокой ротации в этой должности показывал, что на этой позиции требуется более статусный политик и управленец.

В пользу назначения Чайки мог быть целый ряд аргументов. Федеральная известность и влияние. Знание работы правоохранительных органов, которым к тому же пришлось в последнее время немало заниматься Северным Кавказом – от инициирования дела Арашуковых до резонансных дел в Дагестане. Умение держать удар. Способность сочетать инструменты правоохранительной системы с ведением диалога – достаточно вспомнить о готовности Генеральной прокуратуры заниматься защитой прав бизнесменов, оказывавшимися под огнем необоснованных (а порой и заказных) дел. А дипломатические навыки на Кавказе не менее важны, чем жесткость и возможность опереться на силовую вертикаль.

Одновременно с этим из слов Владимира Путина вытекает, что одним из приоритетов полпреда в СКФО будет реализация нацпроектов. А это значит, что у Юрия Чайки может оказаться достаточно инструментов воздействия не только на правоохранителей и работников представительств федеральных органов власти, но и на местных чиновников в округе самых разных уровней. А ликвидация Минкавказа позволяет избежать дублирования, приводившего к размыванию федеральной политики в регионе, и сделать именно полпреда ключевой фигурой в одном из самых значимых для центральной власти регионов России.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
2560
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
2019
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
3479
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
1004