0
4129
Газета Политика Печатная версия

19.09.2023 20:51:00

Перед выборами-2024 проверены ключевые технологии

Президентская кампания стартовала за три месяца до официального начала

Тэги: выборы, власть, выборы президента, президенсткие выблры 2024

On-Line версия

выборы, власть, выборы президента, президенсткие выблры 2024 Структуры общественного наблюдения в следующем году будут развернуты по максимуму. Фото агентства «Москва»

Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) представила доклад об итогах единого дня голосования (ЕДГ) 2023 года. Один из них – это рост численности общественных наблюдателей до 35% от общего количества. Установлено, что произошел скачок в технологичности выборов, а все атаки на них успешно отражены. То есть полученный опыт надо применить на президентской кампании, которой, очевидно, дан старт за три месяца до официального начала. Все имеющиеся технологии масштабируют для того, чтобы обеспечить в марте 2024-го высокую явку и информационную защиту главного результата голосования.

В докладе НОМ на самом деле отражены итоги не столько тех или иных голосований, сколько той работы, которая для общественных наблюдателей является основной.

Это информационная защита избирательной системы страны от нападений на нее извне и изнутри.

Поэтому вполне логичными выглядят выводы экспертов НОМ о том, что все достижения ЕДГ-2023 будут иметь большое значение в ходе предстоящей президентской кампании. Например, как заявил член президентского Совета по правам человека, председатель НОМ Александр Брод, выборы «продемонстрировали политический консенсус, который разделяется большинством избирателей, при этом консолидация общества не несла дискриминацию – политические партии были настроены позитивно».

Отмечены были и выборы в новых регионах, которые показали, что «в условиях военного положения избирательная система сработала четко и организованно». В свою очередь, дистанционное электронное голосование (ДЭГ) было обеспечено необходимым общественным контролем, а кибератаки не привели к снижению устойчивости данной системы. На атаках, особенно внешних, в докладе НОМ сделан особый акцент в том смысле, что попытки дискредитации избирательного процесса к успеху не привели. Конечно, высоко был оценен и сам институт общественных наблюдателей. «Инфраструктура общественного контроля показала ответственность в отслеживании ситуации. Активная деятельность общественных штабов (ОШ) повышала интерес к избирательной кампании», – пояснил Брод.

«Практика контроля ОШ будет использована и на выборах президента в 2024 году», – подчеркнула исполнительный директор НОМ, глава комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан Алена Булгакова. И она напомнила, что в 49 регионах было проведено 1309 обучающих семинаров для наблюдателей, которых было подготовлено 103 тыс. В итоге на ЕДГ действовало всего 182 тыс. наблюдателей, более 35% из них имели статус общественных. «Прошедшая кампания продемонстрировала высокую степень технологичности, которая является одной из самых высоких в мире. Избирательная система развивается динамично и занимает лидерские позиции», – подытожил презентацию доклада НОМ замдиректора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки Владимир Шаповалов. И он тоже обратил внимание на беспрецедентно высокий уровень информационных атак и не менее высокий уровень противодействия им.

Таким образом, данный доклад выглядит еще одним подтверждением тому, что фактический старт президентской кампании уже дан. Может быть, это и не самое важное косвенное подтверждение тому, что власти начали гонку за три месяца до официальной даты, но значительное. Потому что оно показывает, какие технологии еще будут дорабатываться, а какие – станут применяться в уже отработанном виде. Это, например, как ДЭГ, так и надомное голосование и экстерриториальные участки, которые в рамках ЕДГ-2023 показали, что они дают результат. Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «По всем признакам президентская кампания стартовала в публичной сфере, что видно и по высказываниям президента, и по выступлениям лидеров думских фракций, и, конечно, по этому докладу НОМ. По сути дела, дискуссия уже идет и по кандидатам, и по механизмам проведения кампании». По его мнению, сомнительные электоральные процедуры, которые в том числе активно критикует и КПРФ, останутся. «Власти нужны ДЭГ, надомное голосование и экстерриториальные участки просто потому, что явка нужна высокая, выше в полтора, а лучше – в два раза. Защита имиджа выборов будет идти посредством дискредитации партийных наблюдателей, ведь Запад и ЕСПЧ нам уже не указ. Конечно, лучшей защитой выборов была бы их законность и честность их проведения, открытость и демократичность. Но проще использовать против критиков и имеющиеся инструменты вроде признания иноагентами, и возможные новые – какой-нибудь закон «о дискредитации выборов» или «против распространения фейков о выборах», – подчеркнул Обухов. По его оценкам, количество общественных наблюдателей достигнет как минимум 50% от общего числа.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев считает, что на этот счет нечего и гадать, «общественных наблюдателей станет больше в 2024 году просто потому, что это будут не партийные выборы». Со стороны в том числе и этого сообщества «как раз и будут звучать сообщения о хакерских и информационных атаках на российские выборы». При этом, по его словам, все те инструменты и механизмы, которые активно критикует внутри страны, скажем, системная оппозиция: ДЭГ, трехдневка, экстерриториальные участки и надомное голосование, – обязательно сохранятся. «А чтобы у кампании была репутация прозрачной, честной и легитимной, важно обеспечить соответствующее информационное сопровождение – в том числе и всех этих механизмов. Потому что главное для политадминистраторов будет явка. Все мы знаем, кто победит, не знаем только его процент и явку», – заявил Калачев. Но отметил также, что еще можно не сомневаться в неизбежном укреплении «новороссийского консенсуса» системной оппозиции с властью как к началу, так и в ходе президентской кампании. 

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ», что оценки общественного наблюдательского сообщества вполне предсказуемы и понятны для власти, особых претензий к избирательным процессам у того нет. Поэтому вполне закономерно, что количество таких наблюдателей увеличится уже под новую кампанию, тем более, что последует закономерное сокращение наблюдателей партийных. Например, просто потому, что, скажем, эсэры уже заявили, что собственного кандидата выдвигать не будут. А к примеру, кандидат «Яблока» с огромной долей вероятности либо вообще не выдвинется, либо не пройдет регистрацию. Хотя и наблюдатели от основных парламентских партий тоже вряд ли будут поднимать большой шум, подчеркнул эксперт: «На парламентских и всех региональных выборах активисты и наблюдатели мотивированны, а на президентских – нет. Потому что в одном случае процесс наблюдения – это вопрос о числе мандатов, а в другом случае оно на результат никак не влияет. Тем более, что «новороссийский консенсус» и сплочение вокруг флага будут только усиливаться». При этом Макаркин напомнил, что пока видятся два сценария президентских выборов. Это или только кандидаты парламентских партий и национальный лидер, слева от которого коммунист, справа – модернист из «Новых людей», а сзади – патриот из ЛДПР. Второй сценарий включает присутствие кандидатов от ряда малых партий, чтобы закрыть какие-то ниши и заодно раздробить голоса оппозиционного электората. Например, от националистов или опять же «Коммунистов России». Но опыт 2018 года вряд ли будет повторен, сейчас другая ситуация – страны в условиях СВО, так что «независимо от выдвижения все кандидаты будут находиться в «новороссийском консенсусе» и по сути поддерживать главного кандидата, а значит, либералы и, тем более, пацифисты сюда не вписываются». Впрочем, по мнению Макаркина, кандидаты патриотического и националистского толка возможны только «со вчерашней харизмой» и не очень большой поддержкой, то есть из тех, что были актуальны лет 30 назад. И поэтому обвиняемый в экстремизме Игорь Стрелков в этот сценарий тоже не может быть вписан. И, конечно, ни от каких технологий, пусть и вызывающих ярую критику оппозиции, на выборах-2024 не откажутся. «Власть будет защищать имидж выборов. Но весь вопрос, среди кого, кто ей важен? А важны две категории: свои – лоялисты, которые и так верят в выборы и ничего не критикуют, и патриоты, которые нередко критикуют власть, но готовы пожертвовать процедурами просто потому, что психология у них такова. Главное – это нужды государства, а потом уже личные. По их мнению, лучше нарушенная процедура выборов, чем новый Горбачев. А колеблющийся левый избиратель тоже не особенно чтит традиции демократии, это по большей части последователи большевиков, для которых выборы так же не более чем ритуал. При этом радикальная оппозиция для власти – это тот отрезанный ломоть, с которой не стоит и для проформы считаться», – пояснил Макаркин.

Читайте также


Муниципальная Россия – между самоуправлением и самоуправством

Муниципальная Россия – между самоуправлением и самоуправством

Бороться с прямыми выборами мэров проще, чем развивать низовой уровень управления

0
322
В Хакасии конструируют составную партию власти

В Хакасии конструируют составную партию власти

Дарья Гармоненко

Единоросс Сокол предлагает коммунистам выдвинуть в Госдуму кандидата от консенсуса

0
1212
"Карибский Трамп" остается у власти

"Карибский Трамп" остается у власти

Ирина Акимушкина

Доминиканская Республика становится излюбленным местом в Западном полушарии для переселения состоятельных россиян

0
1204
Закрепляла ли власть регионы за партиями

Закрепляла ли власть регионы за партиями

Губернаторская квота для системной оппозиции всего лишь способ описания политической реальности

0
1173

Другие новости