0
1386
Газета Печатное дело Интернет-версия

07.07.2004 00:00:00

Первый том догнал второй

Юрий Табак

Об авторе: Юрий Михайлович Табак - историк и журналист.

Тэги: современность, религия, жизнь, россия


Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т.1. М.: Логос, 2004, 328 с. Т.2. М.: Логос, 2003, 479 с.

Издательство "Логос" выпустило долгожданный первый том справочника "Современная религиозная жизнь России". Читатели уже имели возможность ознакомиться со вторым томом, который увидел свет годом раньше и содержал сведения о протестантских деноминациях в России. В самом факте нарушения формальной очередности выхода томов кроется некая тайна. Непонятно, почему основные христианские Церкви и религиозные организации заинтересовали составителей только во вторую очередь. Второй том охватывает сведения о протестантских деноминациях в России, а первый - о православных, католиках, старообрядцах, армянах и ассирийцах, а также о духовном христианстве. Кстати, не совсем ясно, почему глава о последнем не включена в состав предыдущего второго тома. Сами авторы издания пишут о том, что духовное христианство "объединяет различные течения протопротестантского толка".

И еще один действительно серьезный вопрос, может прийти в голову читателю: почему из "Современной религиозной жизни России" выпали важнейшие ее составляющие, как ислам, иудаизм, буддизм, не считая другие многочисленные религиозные движения и группы? Ведь само название сборника обязывает учитывать всю полноту религиозной российской жизни, да и авторы ставят своей целью "дать информационно-аналитическое описание современной религиозной жизни России". Спешу успокоить читателя: в последующих томах (всего их предполагается выпустить шесть) эта задача будет решена. К сожалению, составители сборника нигде об этом не сообщили, и у читателя может сложиться впечатление, что сборник ставил своей целью освещение только христианских исповеданий России.

Кроме того, серьезным недостатком также следует признать отсутствие сколько-нибудь ясно обозначенных критериев отбора тех христианских конфессий, деятельность которых нашла отражение в сборнике. Например, ничего не сказано о действующих на территории России меннонитских, пресвитерианских общинах, Новоапостольской Церкви, Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, Греко-Католической Церкви, Коптской Церкви. В разделе "Пятидесятничество и харизматическое движение" не упомянуты такие пятидесятнические толки, как "пятидесятники-сионисты", "мурашковцы", "субботствующие пятидесятники". В раздел "Евангельское христианство" не попали "чуриковцы", "Церковь полного Евангелия". Подобных примеров можно привести множество. Несомненно, авторы руководствовались своими соображениями и, наверное, испытывали понятные трудности при отборе и составлении материала (частично они указаны в предисловии к первому тому), но неплохо было бы поделиться этими соображениями с читателями.

Вместе с тем нельзя не признать, что при всей возможной критике опубликованных в сборнике материалов, его выход - событие, чрезвычайно значимое для России. Пожалуй, впервые в таком объеме собраны сведения о разнообразных сторонах жизни и деятельности многих религиозных объединений в России. И важно не только то, что авторам удалось систематизировать многочисленные данные, вообще отсутствовавшие в литературе или освещавшиеся крайне скупо, составители сборника заявили о своей приверженности к интегральному подходу. Они попытались максимально полно (насколько это вообще позволяет объем и цель сборника) осветить все аспекты деятельности религиозных объединений. В предыдущих изданиях такого рода упор делался на историю, богословские воззрения, влиятельность позиций той или иной общины.

В данном сборнике обстоятельно анализируются межконфессиональные отношения, взаимоотношения с властями, внутренние конфликты. Представленные материалы в большой степени ориентированы на практические нужды социологов и религиоведов. Не случайно в материалах, посвященных каждой общине, содержатся адреса и телефоны их представителей. Разумеется, телефоны могут измениться, особенно у малочисленных религиозных организаций, нередко испытывающих сложности с регистрацией и арендой помещений. Но сам по себе факт максимальной конкретизации в исследованиях авторов сборника дорогого стоит.

Не стали авторы избегать и столь актуальной и болезненной темы в современной религиозной жизни России, как конфликты альтернативных Православных Церквей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Без анализа этих конфликтов невозможно понять проблемы нынешней религиозной жизни. И хотя эта тема неоднократно поднималась в прессе, конфликты рассматривались скорее либо как частные случаи взаимоотношений конкретных религиозных организаций с РПЦ МП, либо в качестве иллюстрации к анализу несовершенства нынешнего законодательства, регламентирующего деятельность религиозных организаций. Авторам сборника удалось представить объемную картину противоречий с магистральным православным течением в самых разных аспектах - канонических, богословских, экономико-юридических. Таким образом, у социологов и религиоведов появляется хороший источник для широкого обобщенного анализа межконфессиональной жизни российских христиан.

Разумеется, оценки многих явлений и, в частности, богословских позиций той или иной религиозной группы (особенно это относится к малочисленным протестантским деноминациям) с позиций светского академического исследования, а именно таковым является опубликованный двухтомник, часто даются впервые и, несомненно, могут стать объектом полемики, что совершенно естественно. Иногда приведенные факты не подвергаются анализу, хотя многие любопытные закономерности бросаются в глаза. Любопытен факт принадлежности евреев к целому ряду альтернативных Православных Церквей. Особенно этот факт интересен на фоне сведений, приведенных авторами, что 30% российских евреев относят себя к православным.

Эти и многие другие, более существенные вопросы ждут своего анализа и разрешения. Изданный сборник открывает в этом плане широкие перспективы. В качестве наиболее очевидной задачи можно указать на необходимость обратиться к деятельности других религий и религиозных течений на территории России. А пока следует поблагодарить авторов и составителей сборника за огромный и ценный труд. И присоединимся к одному из составителей сборника С. Филатову, выразив особую благодарность Кестон институту в Оксфорде, принимавшему участие в издании. Еще при советской власти этот институт был известен своей правозащитной деятельностью и исследованием проблем религии и государства в СССР.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1524
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3923
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2181
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2456

Другие новости