0
6715
Газета Печатное дело Интернет-версия

03.09.2014 00:01:00

Волхв природоведения

Алексей Белов

Об авторе: Алексей Анатольевич Белов – религиовед.

Тэги: язычество, неоязычество, волхв, велимир


язычество, неоязычество, волхв, велимир

Шиженский Р.В. Почвенник от язычества: мировоззренческие дискурсы волхва Велимира (Н.Н. Сперанского). – Н. Новгород: Типография «Поволжье», 2014. – 216 с.

Очередная монография нижегородского исследователя новых религиозных движений Романа Шиженского посвящена жизни и деятельности одного из «патриархов» современного российского неоязычества – волхва Велимира (Николая Сперанского). Напомним, «НГР» уже публиковали некоторое время назад рецензию на одну из предыдущих работ ученого – «Русь языческая». «Почвенник от язычества» – свежая работа Шиженского из серии монографий, посвященных подробному исследованию отдельных лидеров и идеологов родноверия. Подобно предыдущей монографии, посвященной недавно почившему «пионеру» паганизма Доброславу (Алексею Добровольскому), жизнеописание Велимира с присущей автору скрупулезностью максимально подробно и разносторонне описывает жизненный путь и волхвования Николая Сперанского.

В попытке классификации отечественного «младоязычества», предпринятой несколько лет назад, я отнес Велимира и возглавляемую им общину «Коляда вятичей» к так называемому типу «традиционалистов-реконструкторов». В принципе, именно такой образ, названный автором «почвенник от язычества», и создает книга Шиженского. Читатель видит перед собой немолодого уже человека, профессионального ученого-физика с несостоявшейся научной карьерой – этот факт, а также пришедшийся на расцвет жизни Сперанского сначала кризис и распад СССР, а затем и «лихие 90-е», очевидно, сильно повлияли на его поиски и, в конце концов, становление как лидера неоязычников. Не добившись карьеры в науке, он сделал далеко идущий вывод: раз и ему не бывать ученым, то следует вообще идеи прогресса и ценности технократической и глобалистской цивилизации объявить несостоятельными и тупиковыми. Сперанский обращается к тому, что он называет возвращением к истокам – через путешествия и общение с природой, рисование, художественные промыслы.

Постепенно формируется собственная идеологическая и мировоззренческая система будущего волхва – Велимиром Сперанский стал 20 лет назад, пройдя «имянаречение» на празднике Купалы у вышеупомянутого Доброслава. В 90-е годы формируется и его детище – община «Коляда вятичей», впоследствии входившая в дружеские отношения и союзы (а затем выходившая из оных) с другими родноверческими организациями – общиной «Родолюбие», «Союзом славянских общин», «Кругом языческой традиции». На этом моменте остановлюсь подробнее. Бесспорно, Велимир – один из первопроходцев, патриархов современного русского язычества. Стоит отдать должное и его возрасту и жизненному опыту – он человек еще советской закалки. Однако это сыграло во многом значительную, если не решающую роль как в формировании его идеологии, так и в отношениях с «коллегами по цеху». Языческая «правда» Велимира – это нативистско-патриархальный «крестьянский» уклад, где в качестве объекта сакрализации православие заменяется обожествлением сил природы и дружбой с ее духами (в сеансах так называемого «шаманизма»).

Велимир не разделяет «национал-социалистической» программы своего, с позволения сказать, «духовного отца» Доброслава – в этом он действительно «почвенник». С другой стороны, не сторонник он и каких бы то ни было заимствований «со стороны», например – с Востока, как его бывший сподвижник Велеслав, особенно когда ставятся под вопрос моральные устои – Велимир в этом вопросе, можно сказать, «пуританин». Возможно, именно в этом причина раскола в их некогда единой общине «Родолюбие – коляда вятичей».

В результате его община насчитывает от силы два десятка родноверов. Не вдаваясь в рассуждения о примате качества перед количеством, отметим лишь, что Сперанский-Велимир, несомненно, войдет в историю современного паганизма, но вот «властителем дум» его назвать вряд ли будет справедливо. Иначе говоря, в книге личность главного героя изображена вполне достойно и достоверно, но несколько приукрашенно, преувеличенно.

В заключение стоит отметить, что монографию сопровождает обширный научный аппарат, автобиографический очерк самого Сперанского, фотоматериалы и «этноархаические» иллюстрации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
281
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
258
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
295
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
284