0
1243
Газета Регионы России Интернет-версия

28.04.2003 00:00:00

"Будете медлить - расстреляем"

Тэги: чечня, больницы, медики, проблемы


Сегодня в Чечне более 50 больниц почти на 5 тыс. коек, большинство из них нуждается в капитальном ремонте. Как правило, больницы укомплектованы медперсоналом лишь наполовину. Материнская и младенческая смертность, патология беременных остаются в числе самых актуальных проблем. Практически все дети не имеют элементарных прививок.

"Живой щит" в белых халатах

Операция была в разгаре, когда в коридоре послышались крики и дверь с шумом распахнулась. Люди с автоматами наперевес подошли к операционному столу и потребовали освободить место для своего больного с огнестрельным ранением в живот. "Если будете медлить, расстреляем", - пригрозили они. За день это был уже второй случай. Несколькими часами раньше сюда доставили такого же тяжелораненого, и его родственники с оружием в руках также требовали "скинуть со стола" оперируемого. И таких ЧП в 9-й городской больнице Грозного за последние годы было немало. Однажды здесь избили нейрохирурга за высказанное им замечание не шуметь в коридоре. А хирурга, спасшего за войну десятки людей, едва не покалечили за рецидив болезни, проявившийся спустя год.

Но разборки устраивали не только с врачами. Сказывается на работе медиков и сложная криминогенная ситуация в Чечне. Так, один из посетителей выстрелом в упор убил своего знакомого. А однажды в больничные коридоры забрел наркоман с оружием, пострелял по дверям и, к счастью, никого не ранив, пошел к выходу.

9-я больница находится в центре Грозного в окружении разрушенных зданий и ларьков-"однодневок". Здание понемногу ремонтируют, и фасад уже приобрел нормальный вид, но, когда входишь во двор больницы, просто ужасаешься, видя сплошные пулевые отметины и "раны" от снарядов на стенах. Больница не раз была горячей точкой. Когда жители практически покинули центр Грозного, здание оказалось в эпицентре боевых действий. Сказать, что люди в белых халатах рисковали своей жизнью, не сказать ничего. В те страшные августовские дни 96-го года в "девятке" находились около 300 больных, в том числе около 20 детей (треть больных - лежачие) и 90 человек персонала.

Когда больницу начали обстреливать из миномета, больных переместили в подвал. Медикам с большим риском для жизни под постоянной перестрелкой приходилось подниматься за лекарствами, водой. От разорвавшегося снаряда погибла 23-летняя медсестра Тоита Кутуханова, еще четверо врачей были ранены. Пациентам и персоналу пришлось стать "живым щитом", чтобы вывести военнослужащих, находившихся в то время в больнице.

"И хотя обе стороны обещали в дальнейшем не занимать и не обстреливать больницу, - вспоминает один из врачей, - слова своего не сдержали. Когда люди, бывшие в "живом щите", возвратились, больница снова подверглась минометному обстрелу. Мы спешно начали готовить больных к эвакуации в помещение Международного комитета Красного Креста, находящееся неподалеку. На следующий день в нашей больнице разместились боевики".

"Тяжело работать под бомбежками и дулами автоматов, - вспоминает главврач Абдулла Исмаилов, - но другого выхода у нас не было". Сотни раз приходилось смотреть смерти в глаза и Розенбеку Нашхоеву, одному из ведущих хирургов больницы. "Особенно тяжело приходится, - говорит Розенбек, - когда рядом свистят пули и гибнут коллеги. Как, например, можно забыть одного из лучших хирургов Саида Умарова?"

Военные госпитали боевиков не берут

В прошлом году "девятка" приняла около 5,5 тыс. больных, почти треть из них - операционники. Если еще два года назад большинство (около 70%) составляли пациенты с пулевыми и взрывными ранениями, то теперь гипертоники, сердечники, туберкулезники...

За годы войны медики научились работать в самых сложных условиях. И когда недавно в республиканском Доме правительства прогремел взрыв, в больнице за короткое время были приняты около 100 раненых. И сегодня грозненским врачам приходится подчас работать под дулами автоматов. Не так давно в больницу поступил раненый в ногу милиционер, так его пришлось оперировать в окружении людей в камуфляже.

Еще хуже, когда на излечение в обычные больницы помещают захваченных боевиков. Год назад несколько вооруженных людей напали на больницу, чтобы освободить раненого члена банды. Они почти без сопротивления разоружили милицейскую охрану и увезли раненого. В том случае, впрочем, обошлось без стрельбы. А ведь зачастую без кровопролития не обходится.

"Разве можно так рисковать? - возмущается Розенбек Нашхоев. - Ставить под удар не только персонал больницы, но и ее пациентов? Неужели для лечения такого контингента людей нельзя найти другого места, ведь есть же военные госпитали?.. Мы очень устали от беспредела, нам хочется работать в нормальных условиях".

Женщины и на войне рожают

"Я хочу жить красиво!" - написал кто-то на фундаменте разрушенного дома недалеко от Центрального роддома Грозного. Эту надпись видит каждая из рожениц, поступающих сюда, в тесные палаты - с буржуйкой в углу и с окнами, затянутыми пленкой. Женщины с бледными лицами лежат и на кушетках по обе стороны длинного больничного коридора.

"В прошлом году в нашем роддоме появился на свет 2591 ребенок (в результате тяжелых родов 29 из них умерли), в основном мальчики, - рассказывает главврач Светлана Хубаева. - Большинство пациенток поступают с тяжелой патологией, что и неудивительно. Ведь на протяжении всей беременности будущей маме приходится не только таскать ведра с водой и питаться скудно, но и постоянно слышать выстрелы. Большинство из женщин к тому же пережили потерю родных, лишились своего дома". Но, несмотря на все невзгоды, жизнь не стоит на месте, она продолжается. Каждый день только в Центральном роддоме рождаются не меньше 15 детей. Светлана Хубаева уверена, что рождаемость в Чечне будет постоянно расти. Уже в ближайшее время отделение патологии беременных планируют расширить, а точнее, восстановить до 220 коек (сейчас вдвое меньше).

"Мы научились работать в экстремальных условиях - на привозной воде и в отапливаемых "открытым" газом палатах, - рассказывает главврач. - Добираться на работу под пулями и через блокпосты. Помню конец сентября 1999 года, когда ночью на операционном столе сразу оказались две тяжелые роженицы. Шли бои, и в городе пропало электричество. Счет шел на минуты, и в этих условиях мною было принято решение эвакуировать женщин в другое место - в Дом правительства, в единственное место в Грозном, где была местная подстанция".

"Мы взяли все необходимое для операции и, стараясь быть незамеченными, под рвущимися под ногами снарядами стали перебираться к месту, - вспоминает Светлана. - Бог уберег нас, мы успели вовремя, развернули операционную, жизнь женщин была спасена".

Много чего не хватает врачам в Чечне, в том числе и кадров. Зато здесь есть то, что не всегда найдешь на "Большой земле", то есть бесплатное лечение. Тут не требуют от пациентов ни лекарств, ни платы за операцию. Выходит, что в разоренной войной Чечне медицина богаче?

Грозный


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Платное образование не отменят, но отрегулируют

Платное образование не отменят, но отрегулируют

Наталья Савицкая

Госдума спешит принять закон о квотировании мест для тех, кто хочет учиться в вузах за свои деньги

0
1223
Верный верблюд и фривольные песенки

Верный верблюд и фривольные песенки

Андрей Юрков

Исполнилось 165 лет со дня рождения Альфонса Доде

0
1029
От Герцена до Кокто

От Герцена до Кокто

Александр Сенкевич

Интеллектуальный культурологический травелог Алисы Даншох о приметах и мифах Лазурного Берега

0
341
Последние гардемарины

Последние гардемарины

Виктор Леонидов

Кто-то дослужился до высоких чинов, кто-то сгинул в лагерях, а большинство осталось в эмиграции

0
722

Другие новости