0
987
Газета Регионы России Интернет-версия

06.10.2003 00:00:00

Девятая зима без крыши над головой

Тэги: репатриация, чечня, беженцы, кадыров


репатриация, чечня, беженцы, кадыров Палаточные городки на долгие годы стали постоянным приютом для десятков тысяч людей, спасающихся от войны.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Обещание, данное главой Чечни Ахмадом Кадыровым президенту Владимиру Путину - о безусловном возвращении "всех до одного беженцев" на родину до президентских выборов в республике, - осталось невыполненным. Часть беженцев по-прежнему остаются в Ингушетии. Тем, кто на своей второй родине оказался еще с первой чеченской кампании, предстоит пережить здесь девятую зиму.

Каждый год звучали обещания к очередной осени "закрыть тему". Бегущих от войны вначале старались удержать на малой родине, потом, уже в декабре 1999 года, когда полным ходом шли бои с сепаратистами, несколько вагонов с беженцами из лагеря "Северный" в Ингушетии ночью вернули обратно. С приходом в Ингушетии нового президента было подписано совместное с администрацией Кадырова постановление о возвращении всех беженцев на родину до октября 2002 года. После провала и этого "детального" проекта лагеря в декабре пытались просто снести, отключив их от воды и тепла. Чеченцев зазывали на родину и к мартовскому референдуму 2003 года. Окончательный рубеж Кадырова - президентские выборы в Чечне, - публично обещанный бывшим муфтием президенту России, также остался лишь обещанием. Вновь упущены самые удачные для репатриации летние месяцы.

Как сообщили корреспонденту "НГ" в миграционной службе Ингушетии, в республике находятся еще не менее 8 тыс. временно перемещенных лиц, которые в основном проживают в десятке палаточных лагерей. По данным же Комитета правительства Чечни по делам вынужденных переселенцев и выплатам компенсаций, в палаточных лагерях Ингушетии проживают около 11 тыс. человек, а премьер-министр Ингушетии в одном из своих последних интервью назвал на одну тысячу больше. У самих беженцев своя статистика. На продолжающейся почти две недели забастовке беженцев из лагерей "Белла", "Алина", "Сацита" и "Спутник" по-прежнему звучат обвинения в необоснованных исключениях чеченцев из списков, а в самих лагерях остаются неучтенные граждане мятежной республики. Этим объясняется разница в официальных и фактических данных о численности беженцев в палаточных лагерях: если судить по бумагам, беженцы все же возвращаются.

В то же время о численности беженцев, проживающих в частном секторе, вообще ничего не говорится. Если, как утверждает Магомед Мачуев, сотрудник Комитета по делам вынужденных переселенцев Чечни, на родину вернулось с начала года 12 тыс. человек, то в Ингушетии остается не менее 56 тыс. Данные территориального управления Федеральной миграционной службы МВД РФ также подтверждают эти предположения и опровергают заявления официального Грозного о наличии в Ингушетии только 8 тысяч беженцев. Так, в Ингушетии в середине сентября оставалось 62,7 тысячи человек, из них в лагерях - 13,5 тысячи, в местах компактного поселения - 22,7 тысячи, в частном секторе - 25,7 тысячи человек.

"Численность перемещенных лиц из Чечни в Ингушетии постоянно меняется, - объяснил корреспонденту "НГ" председатель Комитета правительства Чечни по выплатам компенсаций и делам вынужденных переселенцев Абдул-Вахид Байбатыров. - Сейчас у нас есть списки почти семи тысяч желающих вернуться, миграционные службы в силах ежедневно принимать только по 40-50 семей. Поэтому в течение месяца сумеем разместить до шести тысяч возвращенцев". До конца года на восстановление Чечни будет потрачено 300 млн. руб., половина из них направляется на выплату компенсации гражданам за утраченное в ходе боевых действий жилье. За полностью разрушенный дом - 300 тыс. руб., за утраченное имущество - еще 50 тыс. "Кроме того, возвращенцы будут обеспечены хлебом, им обещают компенсировать расходы за найм квартиры", - отметил Байбатыров.

Очевидно, что занимающиеся беженцами три правительства - федеральное и два республиканских - основной упор делают на ликвидацию палаточных лагерей, после чего можно приступить к возвращению остальных беженцев не только из Ингушетии, но и других северокавказских республик, Грузии и Азербайджана. Только в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Дагестане проживают примерно по 20 тыс. бывших жителей Чечни. По данным регистрационного учета, в августе численность временно перемещенных чеченцев, находящихся в местах временного размещения в РФ, превышала 70 тыс. человек.

Однако, как отметил в беседе с корреспондентом "НГ" председатель Национально-культурной автономии Карачаево-Черкесии Абдул Даутмерзаев, "мы не добились права называться перемещенными лицами, если не проживаем в Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии и Ставрополье, - о возвращении на родину с нами никто не говорил, а глава Чечни ни разу не побывал даже в палаточных лагерях Ингушетии".

В Кабардино-Балкарской Республике в прошлом месяце античеченские настроения, имевшие, как во всем регионе, скрытый характер, обострились и вылились в массовые избиения беженцев-студентов и преследования со стороны местной милиции. Во всех регионах действуют незаконные и не раз отмененные местными судами решения парламентариев о запрете регистрации и продажи собственности этническим чеченцам. "Мы знали, что такое постановление противоречит действующему законодательству, и все же единогласно проголосовали за его принятие, чтобы хоть на время приостановить приток в республику мигрантов, особенно из Чеченской Республики", - не скрывал истинных причин заместитель министра внутренних дел КБР Магазали Эндреев.

Стихийное и организованное давление на беженцев тем не менее не очень способствует их организованной и массовой и тем более добровольной репатриации. "Можно ли возвращаться на родину, когда даже сам глава Чечни Кадыров обвиняет военных в похищении людей, - говорит комендант лагеря "Барт" Кадыр Бамматов. - Недавно он говорил о действии в республике "эскадронов смерти" из числа тех же военных. А глава Совбеза Чечни Рудник Дудаев не раз заявлял, что в месяц в республике "исчезает" по сотне молодых людей".

Вместе с тем некоторые действия руководства Чечни вызывают по меньшей мере недоумение. Вопреки заявлениям о возвращении в течение ближайшего месяца всех беженцев на родину еще с конца августа Департамент правительства Чеченской Республики по вопросам миграции совместно с правительством Ингушетии, Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Датским советом по беженцам, Международным комитетом спасения и организацией "Врачи без границ - Франция" начал оценку альтернативного жилья в Сунженском районе Ингушетии для передачи их беженцам, "пока не желающим возвращаться в Чечню". А в беседе с корреспондентом "НГ" чиновники в Ингушетии обвиняли в затягивании процесса возвращения беженцев на родину Грозный, который не только не смог обеспечить безопасность проживания в республике прежде всего чеченской молодежи, но и передавал построенные пункты временного размещения посторонним лицам.

Несколько дней назад МЧС РФ предоставило 11 тонн гуманитарной помощи чеченским беженцам в Панкисском регионе Грузии. Самолетом было доставлено пять тысяч комплектов "гуманитарки", хотя, по данным Тбилиси, в республике нашли приют только две тысячи граждан РФ. Предполагалось, что обратным рейсом в Россию вернутся беженцы. Но этого не случилось. Примерно такое же количество чеченцев сегодня насчитывается в Азербайджане. В отличие от соплеменников в Ингушетии они плохо информированы о положении на своей малой родине и ни под какими предлогами не собираются возвращаться на родину, опасаясь репрессий.

Кроме того, репатриация чеченских беженцев на родину не решает проблемы. В самой Чечне, в палаточных лагерях, называемых официально пунктами временного размещения, уже насчитывается более 150 тыс. человек. Их численность будет только возрастать за счет беженцев, прибывающих из Ингушетии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Почему Европе пора задуматься о собственном политическом будущем

Почему Европе пора задуматься о собственном политическом будущем

Олег Никифоров

На следующих федеральных выборах немцы ждут победы "Альтернативы для Германии"

0
529
Искусственный интеллект на пороге коллапса

Искусственный интеллект на пороге коллапса

Анастасия Башкатова

Под вопросом окупаемость инвестиций и качество нейросетей

0
741
Верховный суд запретил сомневаться в судьях

Верховный суд запретил сомневаться в судьях

Екатерина Трифонова

Разговоры о намерении вынести обвинительный приговор не считаются нарушением этики

0
601
Системная оппозиция дала заднюю в отношении мессенджера Max

Системная оппозиция дала заднюю в отношении мессенджера Max

Дарья Гармоненко

Парламентские партии резко снизили градус протестной риторики в защиту свободного интернета

0
725

Другие новости