Депутатов поблагодарили за консолидированную работу над вторым чтением главного финдокумента. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Во вторник Госдума во втором чтении утвердила проект федерального бюджета на 2026–2028 годы. А в четверг, 20 ноября, депутаты обещают принять документ в третьем и окончательном чтении. Также во вторник Госдума приняла во втором чтении законопроект об изменениях в Налоговый кодекс. Глава Минфина Антон Силуанов поблагодарил депутатов за работу над проектом федерального бюджета.
Консолидированная позиция депутатов во время голосования за проект бюджета во втором чтении впечатлила министра Силуанова. «Депутаты поддержали поправки, которые подготовило правительство, депутатские поправки, во втором чтении. Как сейчас выяснилось, ни один из депутатов не проголосовал против. Эта консолидированная позиция дорогого стоит. Действительно, сейчас такое время для консолидации позиций. Депутаты это понимают. Мы благодарны за совместную работу над бюджетом», – заявил глава Минфина в Госдуме.
Основной финансовый документ страны принимается «в непростых условиях вызовов», рассказал во вторник спикер Госдумы Вячеслав Володин. «Мы можем с уверенностью сказать, что все социальные обязательства перед гражданами будут выполнены. Более того, мы принимаем более высокие стандарты. И, конечно, ни в чем не будут нуждаться участники специальной военной операции – мы постарались сделать все для этого», – добавил он, подчеркнув, что при подготовке проекта бюджета ко второму чтению были учтены все предложения, которые к депутатам поступили от регионов.
Правительство РФ, по словам Володина, также пошло навстречу Госдуме и деловому сообществу при подготовке поправок. «От ряда предложений отказались, по части из них выработали решения более мягкого характера», – объявил спикер Госдумы. Он, в частности, сообщил о том, что Госдума получила обращения представителей делового сообщества по вопросу налоговых изменений и постаралась сделать все, чтобы вместе с правительством выработать компромиссные решения.
Всего ко второму чтению в Госдуму поступило 715 поправок к проекту федерального бюджета, сообщал первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков. Он также уточнял, что рекомендуемые к принятию поправки направлены на увеличение финансирования Фонда поддержки участников СВО и их семей, общероссийских общественных организаций инвалидов, капремонт школ, развитие сельских территорий и другие важнейшие направления.
Ко второму чтению законопроекта комитетом Госдумы по бюджету и налогам была одобрена поправка правительства РФ о поэтапном переходе к снижению порога доходов для уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) при упрощенной системе налогообложения (УСН). Предложено было скорректировать нижний порог с 10 млн руб. до 20 млн руб. в 2026 году, сделав понижение более плавным и обеспечив снижение порога в 2027 году до 15 млн руб., в 2028 году до 10 млн руб. (см «НГ» от 06.11.25). При этом вводится мораторий на привлечение к ответственности малых и средних предпринимателей, которые в 2026 году впервые перешли на НДС и допустили нарушения по нему. Таким предпринимателям также предоставляется право однократно отказаться от применения пониженных ставок НДС. Это делается для того, чтобы те, кто неправильно принял решение о применении пониженных ставок, могли его изменить, пояснял ранее замглавы Минфина РФ Алексей Сазонов. Кроме того, добавил глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, также будут продлены меры поддержки налогоплательщиков, срок действия которых истекает в 2025 году. Кроме того, в поправках учтены некоторые предложения бизнеса по совершенствованию законодательства РФ о налогах и сборах, которые позволят устранить выявленные проблемы в правоприменительной практике, сказал Макаров.
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева обращает внимание на общее число малых и средних предприятий, которых может затронуть снижение порога уплаты НДС при упрощенной системе налогообложения. «В России 5 млн плательщиков УСН, которые получили доходы (выручку) в размере 49,3 трлн руб. При этом 48% совокупной выручки приходилось на организации с доходами выше 60 млн руб., которые уже с 2025 года являются плательщиками НДС. На лиц с доходами выше 60 млн пришлось всего 194,8 тыс. деклараций, или 3,9% от числа всех налогоплательщиков по УСН, при среднем объеме выручки 127 млн руб. на одного плательщика УСН», – отмечает парламентарий. По ее словам, число налогоплательщиков с доходами от 10 до 60 млн руб. составляет 716 тыс. с совокупными доходами 18,1 трлн руб., или 36% от всех доходов плательщиков УСН. Средний доход на одно лицо – 25 млн.руб. «Это реально работающие малые предприятия, которые до 2026 года не платили НДС,и которые, по первоначальному замыслу правительства, должны были стать плательщиками НДС с 2026 года», – говорит Дмитриева.
Что же касается последней группы с доходами от 0 до 10 млн руб., для которых сохраняется освобождение от уплаты НДС, то на них приходится 4,1 млн деклараций при совокупном доходе 6,137 трлн руб., или 1,49 млн дохода на одного налогоплательщика, продолжает депутат. «Это меньше предельной суммы выручки на одного самозанятого. Можно предположить, что примерно 75% формальных налогоплательщиков УСН до 10 млн руб. либо сдают нулевые балансы, либо практически не ведут никакой деятельности», – рассуждает она.
В свою очередь, на налогоплательщиков с доходом меньше 10 млн руб. приходится лишь 12% выручки (доходов) плательщиков УСН. «Поэтому говорить о том, что 82% предприятий малого бизнеса снижение порога для уплаты НДС не затронет – неправильно. Не затронет тех, кто «мертв», кто уже свернул деятельность. Кроме того, объем выручки при дифференциации в размерах на одного занятого в целом соответствует численности занятых. Поэтому фактическая численность и занятость в малом бизнесе находятся там же, где реальные обороты», – подчеркнула во вторник Оксана Дмитриева, выступая в Госдуме.
Замминистра финансов РФ Алексей Сазанов в ответ на это отметил, что из налогоплательщиков с доходом меньше 10 млн руб. – почти 3 млн являются индивидуальными предпринимателями (ИП), которые платят фиксированный платеж. «Я не верю, что это мертвые предприятия», – заявил он.
Ко второму чтению также была одобрена норма, которая вводит с 1 сентября 2026 года технологический сбор за ввоз или производство отдельных видов продукции по перечню и в размерах, утверждаемых правительством РФ. Как пояснил Сазанов, доходы в федеральный бюджет России от технологического сбора составят порядка 218 млрд руб. в 2026–2028 годах. Устанавливается, что средства федерального бюджета от взимания технологического сбора могут быть направлены на поддержку отечественной электронной и радиоэлектронной промышленности.
Ранее Минпромторг РФ сообщал, что новый технологический сбор будет проводиться в два этапа: на первом он затронет готовые изделия электронной и радиоэлектронной отраслей (то есть с ноутбуков, смартфонов), на втором – электронные компоненты. Введение техсбора с 1 сентября 2026 года предполагается подготовленными Минфином РФ поправками в Налоговый кодекс. Сбор будет затрагивать как импорт, так и производство отдельных видов товаров на территории РФ. Размер техсбора и перечень облагаемых им товаров, как ожидается, будет утверждать правительство. «Новый механизм разработан для финансирования развития электронной и радиоэлектронной промышленности России с целью укрепления технологического суверенитета страны. Средства от сбора будут направлены на государственные программы поддержки этой критически важной отрасли», – объясняли в Минпромторге.
Бюджетный эффект от данного сбора выглядит умеренным, но стабильным, говорит аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. «Доходы составят 20 млрд руб. в 2026 году, 88 млрд руб. в 2027 году и 110 млрд руб. с 2028 года. Эти средства планируется направлять на поддержку радиоэлектронной промышленности, что вписывается в курс на технологический суверенитет. При этом нагрузка ляжет на производителей и импортеров, которые будут учитывать сбор в конечной цене. Однако для рынка электроники это создаст дополнительное давление на себестоимость продукции. Импортная техника рискует подорожать, особенно в сегменте массовых устройств. Локальные производители получат стимул к углублению сборки, но эффект будет растянут по времени. В 2026–2027 годах возможен ускоренный завоз продукции до момента вступления сбора в силу, что временно увеличит импорт», – полагает эксперт. n
Также во вторник была принята поправка, которая смягчает условия налогообложения для букмекерских контор, заменив налог со ставок налогом с разницы между ставками и выигрышами в размере 7%.
При внесении проекта бюджета на 2026-2028 годы Минфин предложил изменить налог на игорный бизнес для букмекеров и тотализаторов – установить налог в размере 5% от принятых букмекерской конторой ставок. В настоящее время налог на игорный бизнес взимается в фиксированных размерах, которые могут варьироваться в зависимости от региона. Также было предложено перевести налог из регионального в федеральный. По расчетам ведомства, новый налог должен был дать федеральному бюджету 282 млрд руб. за три года. Минфин пояснял, что в первую очередь мобилизованные за счет этих мер ресурсы пойдут на финансирование обеспечения обороны и безопасности.Минфин РФ ожидает роста поступлений налога на игорный бизнес для букмекеров и тотализаторов. «Налоговая нагрузка на букмекеров и тотализаторы вырастает в 60 раз даже при том уровне налогообложения, который мы сейчас предложили. Если в прошлом году они платили порядка 1 млрд руб, то сейчас даже с учетом корректировок, которые сделаны ко второму чтению, ожидаемые доходы составят чуть более 60 млрд руб», – сказал на заседании Госдумы замминистра финансов РФ Алексей Сазанов.
Во втором чтении было предложено скорректировать меру – взимать налог по ставке 7% с разницы между полученными ставками и выплаченными выигрышами. Как пояснил во вторник Сазанов, было выявлено, что в случае установления тех налогов, которые предполагались в первом чтении, возможно сокращение рынка практически в два раза, что привело бы автоматически к сокращению платежей, которые осуществляются в пользу федераций спорта. «Понимая эту угрозу, было принято решение скорректировать уровень налогообложения с тем, чтобы объем рынка не изменился, но при этом правительство получило бы деньги, на которые рассчитывало», – отметил он.
Также во втором чтении Госдума приняла законопроект о пересмотре с 1 января 2026 года ставки НДС с 20% до 22% с сохранением льготной ставки в 10% для всех социально значимых товаров. Льготная ставка сохраняется на продукты питания, лекарства и медицинскую продукцию, товары для детей, издания периодической печати, книги, племенные сельскохозяйственные животные. Однако во втором чтении из перечня товаров, облагаемых по льготной ставке, были исключены молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира. Теперь они будут облагаться по ставке 22%.
Помимо этого депутаты во вторник утвердили во втором чтении законопроект о внесении в Налоговый кодекс поправок, предполагающих обнуление акциза на этиловый спирт при производстве бензина АИ-92, а также возможности выплаты обратного акциза при переработке нефти за рубежом. Как пояснял Алексей Сазанов, «у нас была определенная напряженная ситуация на внутреннем рынке автомобильного бензина в связи с атаками, которые шли на НПЗ, поэтому вносятся регуляторные изменения, которые позволяют применять этиловый спирт при производстве автомобильного бензина». По его словам, предлагаемое обнуление акциза на денатурированный этиловый спирт, призвано вовлечь его в производство высокооктанового бензина.
Также поправками разрешается уплата обратного акциза при переработке нефти на давальческих условиях за пределами РФ. Делать это сможет только уполномоченная правительством компания. Расчет будет производиться по той же схеме, что и для российских НПЗ, при этом будет ограничен удельный коэффициент, характеризующий корзину продуктов переработки нефтяного сырья в формуле акциза – не более 0,53. Такая мера предполагается для организации в случае необходимости переработки российской нефти главным образом на белорусских НПЗ, которые недозагружены.
При этом основные параметры бюджета, принятые в первом чтении, были сохранены без изменений. Доходы бюджета в 2026 году составят 40,28 трлн руб., расходы – 44,07 трлн руб., дефицит бюджета – 3,79 трлн руб. Объем ВВП РФ ожидается в объеме 235,07 трлн руб., а уровень инфляции составит не выше 4%.

