0
913
Газета Регионы России Интернет-версия

12.04.2006 00:00:00

Республики за самостийность

Милрад Фатуллаев

Об авторе: Милрад Азизович Фатуллаев - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: кавказ, автономизация


В то время, когда в России полным ходом идет процесс укрупнения регионов, на Северном Кавказе, наоборот, наблюдается стремление к автономизации национальных территорий. И, судя по открытым и латентным требованиям о создании самостоятельных административных этнических единиц, например черкесов, балкарцев, шапсугов, кумыков и лезгин, этот процесс объективно продолжается.

Как известно, в начале прошлого века была создана Горская республика, которая реально существовала только на уровне деклараций и через полгода распалась на три субъекта. Те, в свою очередь, – на автономные образования. Революционные массы вайнахов и дагестанцев, особенно активно воевавшие с белоденикинцами, впервые почувствовали реальность создания национальных автономий. Последний, также неудачный, процесс объединения был связан с укрупнением районов при Никите Хрущеве, но исторически и экономически сложившиеся территории не оценили реформаторской инициативы. С перестройкой, когда были образованы Ингушетия и Адыгея, этнизация субъектов усилилась.

Нынешняя автономизация народов Северного Кавказа, кстати, никем не инициированная, носит объективный характер. Даже внутри, казалось бы, уже сформированной под воздействием советской идеологии «консолидации народов и этносов» сохраняются, а в ряде случаев усиливаются настроения к обособлению. Так, по данным переписи 2002 года, в Дагестане «появились» новые народы – чамалалы, андийцы, цезы, аркчинцы, кайтагцы и т.д., которые ранее были записаны как аварцы и даргинцы.

Тем временем федеральный Центр инициировал прямо противоположную идею укрупнения, унификации и ликвидации национальных особенностей, регионов. Не исключается и создание общего для республик субъекта, не исключено, что еще один подобный субъект будет образован после завершения переходного этапа – объединения республик с Краснодарским и Ставропольским краями. В этом случае Центр может вплотную приблизиться к цели самой реформы – довести количество субъектов страны до трех-четырех десятков.

На Юге укрупнение в первую очередь может затронуть Адыгею, которую хотят объединить с Краснодарским краем, и Ингушетию, которая может вернуться в лоно прежней Чечено-Ингушской Республики. Правда, позиции руководства этих субъектов (за исключением Чечни) известны: они единодушны в желании сохранить статус-кво республик как гарантию сохранения национальной идентичности, развития языка и культуры.

«В регионе обозначились тенденции по распаду полиэтничных образований, – заявил «НГ» председатель НПО «Жизнь по праву» Аслан Псыч, – двутитульные республики – Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия – постоянно конфликтуют. Относительно малочисленные в своих субъектах черкесы и балкарцы хотят вернуться в состав Краснодарского и Ставропольского краев (или создать самостоятельные субъекты), так как испытывают экономическое и политическое давление элит. При этом спасения от ассимиляции в соседних областях никто не гарантирует: просто они там проходят не столь агрессивно».

Эти вопросы в составе объединенной губернии только обострятся при решении религиозных вопросов. Как заявил «НГ» ректор Черкесского исламского института Исмаил Бостанов, «властями Ставрополя до сих пор игнорируется возвращение верующим старейшей мечети в центре краевой столицы». Не могут найти общий язык верующие – православные и мусульмане – в Адыгее, где продолжается давний спор о культовых памятниках. На Кубани против строительства мечетей выступают казаки, а в титульных республиках возражают против установки православных крестов. Аналогичная история сложилась и с трактовкой исторических событий и личностей, выразившаяся в установке памятников генералу Лазареву в Краснодарском крае и, наоборот, разрушению памятника Ермолову в Чечне.

Территориальные конфликты как ничто другое зримо рисуют картину будущего юга страны в случае укрупнения регионов. Если судить по тому, как были освоены северные районы Ингушетии, Чечни, Осетии, периодически присоединяемые к республикам вплоть до 1956 года, то можно предположить, что аналогичной будет судьба соседних губерний. Напомним, что эти районы, заселенные еще в 50-х годах прошлого столетия русскими, ныне являются «ареалом» проживания титульных народов.

Консолидация северокавказских народов, еще возможная в XIX веке, абсолютно невозможна в наши дни. Предстоящее формальное укрупнение республик, кстати, столь же непродолжительное, как и предыдущие объединения, будет именно формальным. А ее цементирующим стержнем будет выступать только административная воля Кремля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Перед атаками на танкеры экспорт российской нефти достиг максимума

Перед атаками на танкеры экспорт российской нефти достиг максимума

Ольга Соловьева

Макрон призывает европейцев к конфликту с РФ на морях

0
922
Пентагон притормозил эвакуацию из Сирии

Пентагон притормозил эвакуацию из Сирии

Игорь Субботин

Вашингтон беспокоится за стабильность властей в Дамаске

0
775
Россия отстает от Китая по продолжительности жизни на 6 лет

Россия отстает от Китая по продолжительности жизни на 6 лет

Михаил Сергеев

Медленно стареющим гражданам чиновники советуют дожить до 120-ти

0
971
Отрасль жилстроя становится все более шаткой

Отрасль жилстроя становится все более шаткой

Анастасия Башкатова

Стимулы к ипотеке не застрахованы от пересмотра

0
926

Другие новости