0
8242
Газета Регионы России Интернет-версия

08.08.2013 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Татар вновь призывают объединяться

Глеб Постнов
Собственный корреспондент "НГ" в Татарстане

Об авторе: Глеб Александрович Постнов – собственный корреспондент «НГ» в Татарстане.

Тэги: татарстан, национальная политика


татарстан, национальная политика Фото Reuters

Президент Татарстана Рустам Минниханов принял новую концепцию национальной политики, в соответствии с которой Татарстан более не является правовым государственным образованием в составе России, однако взамен Казань провозглашена духовным центром всего татарского народа, чей статус необходимо всячески укреплять и поддерживать. По сути, концепция национальной политики впервые дает исчерпывающий ответ на вопрос «ху из мистер Минниханов».
Его появление у руля руководства республики весной 2010 года первоначально приветствовали представители едва ли не всего спектра политических сил в регионе. Напомним, что предшественнику Рустама Минниханова на посту президента РТ, первому лидеру Татарстана Минтимеру Шаймиеву так и не удалось завоевать симпатий даже у мизерной части своих политических оппонентов, причем как среди демократов, так и среди радикальных национал-сепаратистов. Последние, кстати говоря, связывали с «беренче президенты» (первый президент по-татарски) особые надежды, связанные прежде всего с обретением Татарстаном долгожданной независимости. Именно радикальные националисты на протяжении первых лет политики суверенитета заработали для Минтимера Шаймиева немало политических очков в его игре с федеральным Центром в татарский сепаратизм. Однако независимость Татарстана обернулась независимостью его властных элит, которые получили из рук федерального Центра карт-бланш на проведение собственной политики, в первую очередь в отношении приватизации госсобственности. Хотя и поплевать в душу «старшего брата» было для них еще тем удовольствием. Даже на закате суверенизации в официальной казанской печати можно было встретить похабные анекдоты об Иисусе Христе.
Безусловно, с момента своего прихода к власти в Татарстане Рустам Минниханов не мог не стать символом надежд для тех, кто был настроен резко против сепаратистских настроений и независимости Татарстана, какой бы она ни была – настоящей, призрачной или договорной, как при дедушке (экс-президента Шаймиева в Татарстане до сих пор называют «бабай», то есть дед по-татарски). Рустам Минниханов, которого в бытность его премьером правительства республики называли технической фигурой, никогда не делавшей политической погоды в регионе, в представлении татарстанских либералов (а с ними и коммунистов, и демократов, и русских националистов в регионе), должен был деформировать наследие Минтимера Шаймиева и сдать его Москве в обмен на 100-процентную поддержку нового политического курса.
Однако первые годы правления «кечкенэ бабая» («маленький дед» по-татарски, как называют Минниханова некоторые острословы в Татарстане) показали, что новый политический курс в области той же национальной политики мало чем отличается от старого. В правительстве республики по-прежнему большинство мест занимают татары, татарстанские школы и не думают сокращать количество часов, которые отводятся на изучение татарского языка в ущерб изучению русского, а единственный, пожалуй, на всей планете Музей татарской государственности до сих пор сидит под крышей освященной Духосошественской церкви, в Казанском кремле.
В этой связи принятие новой концепции национальной политики, хоть и скрупулезно почищенной от старорежимных рассуждений о Татарстане как о «демократическом государстве в составе РФ», но сохранившей сам дух эпохи суверенитета – чего стоят одни только слова про «консолидацию татар» вокруг Казани как «единственного исторического, духовного и этнокультурного центра», – выглядит очередной попыткой руководства Татарстана разыграть национальную карту, вытащенную из все того же пыльного рукава.
Вопрос лишь в том, чем станет для властных элит республики, страдавших тяжелой формой космополитизма даже во времена эпохи суверенитета, очередное стремление консолидировать татарский народ: поводом для очередных торгов с федеральным Центром с целью получения максимальных политических свобод для себя в обмен на ликвидацию призрачной сепаратистской угрозы или реальной попыткой объединения соотечественников.   
Казань

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
1040
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
694
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
805
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
992

Другие новости